Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
03.10.2017 17:29

Главный маг Средиземья

Сегодня исполнилось 55 лет одному из самых высокооплачиваемых и одновременно разносторонних режиссеров нашего времени — уроженцу Новой Зеландии Питеру Джексону. Он перенес мир Средиземья на большие экраны, покорив сердца даже самых ярых поклонников книжной трилогии Толкина.

В первую очередь имя Джексона и связано с «Властелином колец», размах, эпичность и красочность которого поражают и заставляют с головой погрузиться в мир хоббитов, эльфов, магов и орков, в эту мудрую историю борьбы с многовековым злом. То, что он и его команда сделали 15 лет назад, потрясает воображение до сих пор, и будет так действовать на зрителей еще очень долго, может, даже вечно.



Историю становления Джексона-режиссера можно назвать классической. Все главные факторы в наличии: в детстве подарили камеру, учился всему сам, а потому не боялся экспериментировать. На авторский почерк, безусловно, повлияли любимые картины и фильммейкеры: мастер спецэффектов Рэй Харрихаузен в «Ясоне и аргонавтах», «Кинг Конг» Мериана К. Купера, Бастер Китон и, конечно, фильмы о живых мертвецах от классиков жанра — Джорджа Ромеро и Сэма Рэйми. Большая мечта снять что-то в этом духе двигала молодым Джексоном в его поисках стиля и вдохновляла на создание оригинальных картин, наполненных беззаветной любовью к кинематографу. «Только не обыденность!», — словно говорит нам Джексон, даже в серьезных и реалистичных фильмах заглядывая в иные миры, движимые неземными законами и населенные удивительными созданиями.



При этом его фильмография достаточно парадоксальна. Творческая карьера Питера оказалась словно поделена на до и после феноменально успешной и просто шикарной экранизации Толкина. То, что было до, вполне можно назвать настоящим разрывом шаблонов, потому что в кино молодой Джексон вошел нагло и безбашенно — с комедийными трэш-ужастиками. Уже любительский дебют 1987 года, «Инопланетное рагу», снятый ради забавы с друзьями, каким-то чудом был замечен новозеландской кинокомиссией. Правда, стоит признать, что в видении Джексона и вывернутые наружу кишки, и пробитые насквозь головы смотрятся скорее забавно, чем пугающе. Доведенный до абсурда черный юмор вкупе с отъявленным цинизмом пришелся по вкусу многим искушенным киноманам. Джексон и сам принял участие в съемках, исполнив сразу две роли — ученого, в буквальном смысле потерявшего часть мозга, и предводителя пришельцев, охочего до поедания этого самого органа. Сэр Питер любит повторять: «Зрителя не так-то просто напугать. Гораздо проще рассмешить его или вызвать отвращение».



Следующие две картины, «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина», тоже относятся к трэшу и угару. В первой Питер со свойственной безбашенностью высмеял мир медиа и шоу-бизнеса, балансируя в этой кукольной комедии (с первого взгляда, не самый подходящий жанр) на грани допустимого. А уже после выхода второй приобрел статус культового выдумщика и главного любителя бутафорской крови. Ни много ни мало 300 литров было использовано только на съемках «Живой мертвечины» — комедии о том, что делать, если твоя мама превратилась в зомби и принялась поедать людей.



На съемках той ленты Питер встретил свою будущую жену и партнера — сценаристку Фрэн Уолш, чья фантазия ни в чем не уступала безумным вымыслам режиссера. Именно Уолш подала ему идею использовать реально произошедшую в Новой Зеландии историю для съемок драмы. К этому жанру Фрэн тяготела больше, чем к трэш-комедиям. Сюжет «Небесных созданий» был основан на трагической истории убийства девушкой собственной матери. Последняя углядела в отношениях дочери с подругой лесбийский намек и запретила им общаться. У Джексона получилось красивое фэнтези о невинной дружбе, ханжеском обществе и неординарных личностях. Сам он назвал фильм хроникой Новой Зеландии и их с Уолш последней работой, посвященной родной культуре. Про свой же интерес к теме убийства позже высказался так: «В убийстве нет ничего забавного. Ни в одном из своих фильмов я не говорил, что убийство — это забавно. Забавна и нелепа дружба. Забавна и нелепа любовь. Всегда забавно то, как пытаются развлечь себя люди. Жизнь нелепа в целом — тут сомневаться не приходится. Даже смерть забавна, пока не пришла за вами. Но про убийство я такого не говорил никогда».



«Небесные создания» стали новым витком в творческой эволюции режиссера, что было высоко оценено критиками: картина получила номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале 1994 года. Из глумящегося циника Питер вдруг обернулся вдумчивым и тонко чувствующим постановщиком. Этой малобюджетной, но оригинальной картины стало вполне достаточно, чтобы новозеландский фантазер получил новое (далеко не первое) приглашение в Город ангелов. В Голливуд.



И на этот раз он уже не стал отказываться и в сжатые сроки в сотрудничестве с Робертом Земекисом снял забавный фэнтезийный ужастик в духе кино 80-х – «Страшилы» с чудесным Майклом Дж. Фоксом в роли эксперта по паранормальному. Здесь четко проглядывается свойственная Питеру любовь к мрачняку и динамике, а главный злодей в черном балахоне даже чем-то напоминает Назгула. Несмотря на провал в прокате, фильм продемонстрировал потрясающие возможности студии компьютерной графики Weta, развившейся затем в целую корпорацию и подарившей миру «Властелина Колец» и «Кинг Конга» в том поражающем воображение виде, в котором мы их знаем.



Собственно, именно любимого с детства «Кинг-Конга» собирался переснять Джексон после работы над «Страшилами». Но тогда с компанией Universal договориться не получилось. К счастью, в запасе фантазера была другая детская мечта: экранизация эпичнейшей трилогии Джона Рональда Руэла Толкина о Средиземье. Здесь и началась более-менее знакомая всем история: покупка прав, желание при поддержке New Line Cinema снять не один фильм, а три, абсолютная свобода на съемках в Новой Зеландии, шесть лет работы — и лучший проект в жанре фэнтези за всю историю кинематографа готов.

Любому киноману, хотя бы единожды видевшему трилогию, сейчас не захочется спорить: даже спустя годы что-то тепло согревает внутри и заставляет по-детски сентиментально радоваться при воспоминании о первой встрече с жителями Шира, Лихолесья и Мории. Питер продемонстрировал не только любовь к сказочному элементу и добрым персонажам, но и свою вечную тягу к мочилову и всякой нечисти. Фильм «Властелин колец: Возвращение Короля» заработал сразу три «Оскара» в ключевых номинациях.

Казалось бы, куда двигаться после такого успеха? Однако режиссер и не думал уходить в творческий отпуск и взялся за исполнение другой детской мечты: отдать дань уважения и любви «Кинг-Конгу»: «Я решил снять своего “Кинг-Конга” только потому, что когда-то очень давно, когда я досмотрел до конца старый фильм об этом существе, я просто сел и заплакал».



Визуально и технически совершенный блокбастер Джексона производит на современного зрителя то же самое впечатление, что произвел фильм Купера на него самого в детстве. В который раз фантастические существа у режиссера оказываются гораздо лучше людей. Люди чаще всего несут зло, разлад и ложь. В отличие от множества ремейков легендарных фильмов, «Кинг-Конг» Джексона получился действительно трепетным оммажем — данью уважения всем известному сюжету, обновившемуся за счет размаха современных технологий.

Следующая фэнтезийная драма, «Милые кости», о девочке, наблюдающей за жизнью родителей с того света, больше похожа на джексоновских «Небесных созданий»: она так же наполнена грустью и юношеской мечтательностью о других мирах, где нет места человеческому злу. Конечно, малобюджетная лента не оправдала ожиданий как поклонников, так и критиков: все уже привыкли видеть Джексона другим. А новозеландец лишь продемонстрировал свою независимость и любовь к более камерным жанрам, нежели блокбастеры. По его собственному признанию, он и не представлял себя раньше тем, кто снимет что-то наподобие «Властелина колец».



О последнем на данный момент завершенном проекте Джексона, киносерии «Хоббит», уж точно все всем известно. И несмотря на критику самого формата трилогии, получившейся из детской книжки в 250 страниц, и недовольство съемочным процессом со стороны самого режиссера, это несомненная удача, что все-таки у руля проекта встал именно он — тот, кто знает об экранном Средиземье больше всех.



Хоть Джексон как-то и заявил о своей нелюбви к современным блокбастерам, такой разносторонний и всегда удивляющий режиссер еще точно найдет, чем покорить сердце своего преданного зрителя. Мы же пока с удовольствием пересмотрим его предыдущие работы, найдем его в забавных камео, не забудем о секретном проекте со Спилбергом и втором «Тинтине» и будем ждать нового (хоть и продюсерского) хита. Главное помнить: «Всегда приходит новый день, и чем гуще была темнота, тем ярче потом сияет солнце. Не останавливаться — вот в чем суть. Идти вперед — самое главное».


Telegram-канал

Топ 250
87
Схватка
Heat (8.30)
88
Крепкий орешек
Die Hard (8.30)
89
2001 год: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey (8.30)
90
Большой куш
Snatch (8.30)
91
Бегущий по лезвию
Blade Runner (8.30)
93
Фарго
Fargo (8.30)
94
Гран Торино
Gran Torino (8.30)
95
Челюсти
Jaws (8.30)
96
Вверх
Up (8.30)
весь топ