Путешествуя по миру вместе со своей Группой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Однако магический дар Парнаса имеет свою цену: в течение многих веков он играет в азартные игры с самим дьяволом, который собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса Валентину. Но девушка влюбляется в загадочного незнакомца по имени Тони, который присоединяется к труппе в Лондоне…
В Голливуде его называют Капитан хаос. Сам он именует себя кинодокументалистом, «наскребающим кино из всего, что видит вокруг». Миры, в которых живут персонажи его картин, могут казаться плодом больного воображения или подлиннейшим отображением реальности, жестокой и абсурдной. Терренс Вэнс Гиллиам — он такой один. Анархист, сюрреалист, эскапист и король выпускного бала в самом широком смысле слова. Единственный американец из легендарной британской комик-группы «Монти Пайтон», получивший всемирное признание в индустрии кинематографа и ставший автором таких культовых фильмов, как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Бразилия».
Широкоугольная съемка, искаженная перспектива, сочетание несочетаемого и размытая граница между реальностью и воображением: эти приемы, по словам Гиллиама, как нельзя лучше передают его собственное видение. Визуальный стиль тревожных, неустойчивых, будто бы расплывающихся у зрителей на глазах миров, которые Гиллиам создает на экранах, давно уже стал визитной карточкой режиссера, а линзы с экстремально маленьким фокусным расстоянием получили в кругу кинематографистов название «гиллиамовские».
«Прошу прощения за долгое молчание... Спустя 17 лет мы завершили съемки “Человека, который убил Дон Кихота”. Мучас грасиас всей съемочной команде и тем, кто в нас верил. Дон Кихот жив!», — написал режиссер на своей страничке в Facebook.
Пожалуй, из всех современных режиссеров сложно выделить хотя бы одного настолько же культового, как старина Терри Гиллиам, которого с одинаковой силой обожали бы зрители и прессовали бы продюсеры. На счету этого англичанина американского происхождения — самые рискованные, дерзкие и вызывающие проекты, ни один из которых не имел безоговорочного успеха сразу по выходу на экраны. Каждый выпущенный хулиганом Терри фильм так или иначе встречал возражения, будь то мрачная антиутопия, выносящая приговор обществу потребления («Бразилия»), или гротескная притча о современной Алисе, необъяснимым образом занесенной на территорию хичкоковского «Психо» («Страна приливов»).
Этот интеллектуальный маргинал, в чьей голове роятся миллионы образов, рождаются фантастические типажи и возводятся целые города, то и дело принимает на себя роль самого болезненного нарыва Голливуда. И хотя ему поклоняются синефилы со всего мира, Гиллиам периодически становится мишенью для критиков и студийных боссов. Их раздражает его наплевательство на общественные запреты и безудержная фантазия, плоды которой иногда оказываются настолько уродливыми, что могут существовать лишь на грани фола. После выхода на экраны «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» профессиональная тусовка вообще задалась целью раз и навсегда потопить выскочку, который производит на свет «фальшивку, выданную за авторское кино».
Режиссер культовых «Бразилии» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» великий и ужасный Терри Гиллиам снял очередную «странную сказку» - в мае нынешнего года в США состоялась премьера фильма «Воображариум доктора Парнаса».
Доктор Парнас – владелец воображариума, передвижного шоу чудес, заключивший в свое время пари с дьяволом и получив таким образом бессмертие. Устав от бесконечной жизни и встретив любовь, он снова идет на пари – в обмен на юность Парнас обещает отдать дьяволу дочь по достижении ею шестнадцати лет. И вот юной Валентине скоро шестнадцать. Отдавать дочурку дьяволу отец естественно не хочет и идет на последнее пари – теперь выиграет тот, кто первым пленит пять душ. А поможет в этом доктору волшебный воображариум…
В результате получилась по-настоящему красивая и странная сказка. Примечательно, что несмотря на сложные винтажные декорации и необычные костюмы, фильм обошелся создателям в достаточно скромную сумму – 35 миллионов долларов.
Надо сказать, что проект едва не оказался ... подробнее
...под угрозой закрытия, когда погиб исполнитель главной роли Хит Леджер. Отснятого материала было явно недостаточно, чтобы закончить фильм. Однако Гиллиам решил закончить картину несмотря ни на что – хотя бы в память об актере. Был придуман специальный ход – Тони, которого играл Леджер, несколько раз проходит через волшебное зеркало в другие реальности, где у него меняется внешность. В результате роль Тони доигрывали сразу три актера – Джонни Депп, Колин Фарелл и Джуд Лоу. Весь гонорар за съемки актеры – кстати, близкие друзья Хита – передали его дочери Матильде.
Таким образом, «Воображариум доктора Парнаса» стал последним фильмом, где сыграл Хит Леджер.
Дмитрий Азанов.
Специально для LostFilm.INFO.скрыть