Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
08.06.2011 21:30

Рецензия на сериал Владимира Хотиненко «Достоевский»

В последнюю неделю мая на канале «Россия 1» проходила трансляция отечественного сериала Владимира Хотиненко «Достоевский». Долгожданный телевизионный проект, приуроченный к 190-летию великого писателя, охватывает 30-летний период жизни Федора Михайловича — с момента отправки его в сибирскую ссылку в декабре 1849 года до написания его главного романа «Братья Карамазовы» в 1879 году.

После просмотра первых серий в СМИ сразу же разразилась полемика — и публика, и критика раскололись на два непримиримых лагеря. Хорошо, хоть не концентрационные выстроили. Анализируя множество мнений, суждений и оценок, можно оставаться уверенным только в одном: глыба Достоевского всегда будет возвышаться над грудами всевозможных толкований его личности. Многогранность признанного мирового гения не может, да и не должна укладываться в единственный телефильм. И в этом Хотиненко оказался прав, сосредоточив свое внимание только на одном. Вопрос в том, что могло бы заинтересовать зрителя больше: личная, интимная жизнь писателя или его замыслы, природа писательства, поиски сюжета, то есть «творческая кухня». В этом плане формат телепроекта дает очевидный ответ всем пуританам от литературы.

По признанию исполнителя главной роли Евгения Миронова в одном из интервью, больше всего его смущало, что это история личной жизни писателя: «Мне очень хотелось каким-то образом найти те моменты, те сцены — и, может быть, ввести новые — где будет показано творчество… А «Достоевский» — это продукт телевизионный. То есть для большинства. Я понимаю, что если бы мы снимали художественный фильм, то, безусловно, занимались бы другим. Да, мне был интересен анализ творческого импульса. Но тут есть перипетии, которые меня тоже заинтересовали — семейные, личностные. Потому что из них вырастал материал для романов писателя».

На протяжении семи серий на зрителя, к его вящему удовольствию или неудовольствию, обрушиваются подробности непростых взаимоотношений Достоевского с его «собратьями по литературному цеху», страстных романов и метаний игромана; болезненные воспоминания о годах, проведенных на каторге. И когда только успевал писать такими объемами? Придумывать сюжеты? — вопрошали «комментаторы» и высоколобые критики. Успевал. Еще и сомневаться успевал в мироустройстве, будучи глубоко религиозным человеком. Весь литературный материал, сюжеты и герои писателя – вот они, рядом жили, часто — внутри самого Достоевского.

Исполнитель главной роли Евгений Миронов уже работал с Владимиром Хотиненко в знаковой для обоих картине «Мусульманин», где вопрос «иного сознания», вставший сегодня во главу угла любой дискуссии, по своей силе художественного воздействия был на порядок выше многих выступлений правозащитников. Евгений Миронов «с его замечательной мимикой, со скрытым дрожанием внутренней жизни», конечно, герой Достоевского. В свое время актер блестяще исполнил роль князя Мышкина в телепроекте Владимира Бортко «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Поэтому мир писателя, наполненный противоречивыми героями, оказывается понятен зрителю через игру Миронова. Ведь в Достоевском сливаются и Рогожин, и Мышкин, и Сонечка Мармеладова.

Право художника — показать гения в его обычной, «человеческой», обуреваемой страстями жизни, который страстно взыскует о смысле этой самой жизни. В эпизоде, когда Достоевский едет в Оптину Пустынь с философом Соловьевым, писатель держит в руках вареное яйцо и задается вопросом: «А может быть, то, что происходит, здесь, на земле, — это эксперимент? И просто сверху решили посмотреть: получится здесь, выживут или нет?» Это вопрос Ивана Карамазова — героя его главного произведения. Это вопрос Человека.

Отдельной строкой — об актерском составе телефильма. Блистательно справились с ролью «жены» Достоевского — Чулпан Хаматова, сыгравшая Марию Исаеву, и Алла Юганова — его «тихий ангел» и муза Анна Григорьевна Сниткина, которой в личных письмах Достоевский слагал оды.

На глазах у зрителя творится жизнь писателя, его кладовая образов и сюжетов. Мелькают случайные встречи – мышкины, ставрогины, раскольниковы, настасьи филипповны… Формируется полилог, в который вовлекается зритель, но в таком непростом разговоре кто-то всегда остается глухим.
Рубрика: Рецензия
Теги: , рецензия, байопик,
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
230
Машинист
The Machinist (7.80)
231
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
233
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
234
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
235
Суд над чикагской семеркой
The Trial of the Chicago 7 (7.80)
236
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
237
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
238
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
239
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
весь топ