Приятной новостью из Канн непосредственно перед фестивалем стало участие в конкурсе «Особый Взгляд»«Елены»Андрея Звягинцева, которая была анонсирована в последний момент — картина заняла в программе почетное место «Фильм закрытия». Подведение фестивальных итогов обрадовало еще больше — «Елена» получила специальный приз жюри.
Приз, несомненно, всецело заслуженный — и не только в утешение за то, что режиссера, участвовавшего в прошлые годы в борьбе за главную награду фестиваля, «понизили» до второй по величине и значению программы. Хотя в этом году «Особый взгляд» был, очевидно, составлен отборщиками как полноценная и сильная программа с заявкой на самостоятельность, Звягинцев, видимо, этим решением был задет. По крайней мере, на показе своего фильма, в отличие от большинства режиссеров, он не присутствовал.
Между тем, в самом фильме режиссер, можно сказать, пошел навстречу людям. Людям — не только как зрителям, но и как теме своего кинематографического исследования. С одной стороны, по сравнению с его предыдущими фильмами «Елену» неподготовленному зрителю будет легче смотреть. Впервые на экране в фильмах Звягинцева мы видим привычную повседневную реальность, а не выхолощенные пространства «Изгнания» или «Возвращения», которые не только покоряли своей красотой, но неизменно требовали интерпретации и осмысления. Уже с начальных сцен в кадр лезут русские деньги, марки машин, названия улиц, теле- и радиопередачи — вся та конкретика, которую из предыдущих своих картин Звягинцев старательно вычищал. С другой стороны, в «Елене» идет речь о человеческих видах – противопоставляются наглядно богатые и бедные, причем с интонацией классического разговора о плебеях и патрициях, какой вел Шаброль в «Церемонии преступления» или Отар Иоселиани в «Охоте на бабочек».
Елена — жена очень богатого человека и мать ленивого сына, живущего со своей семьей в бедноте, финансовой и духовной. Сыну постоянно нужны деньги, а мужу претит обязательство содержать родственников женщины, которую он десять лет назад превратил из больничной медсестры в хозяйку своего дома. Фильм — история разрешения этого конфликта, в которой никто не остается без греха. Впервые в кадре настолько конкретное пространство и настолько конкретный разговор. И последствия у такого фокуса неутешительные: новая картина Звягинцева — уже не притча, а приговор. Можно, конечно, и здесь извернуться и поговорить об аллюзиях и метафорах, но, по-моему, хватит. «Елена» рассказывает одну из вечных историй, на этот раз — языком сегодняшнего дня и в реалистичной манере. Художник Звягинцева растет, открывать его каждый раз одним ключом невозможно — и это прекрасно.