Среди почетных гостей Санкт-Петербургского кинофорума, завершившего только что свою работу, был один особенный, чье имя неразрывно связано и с Россией, и с Петербургом в частности. Известная актриса Настасья Кински, приехавшая в Петербург всего на один день, вместе с президентом кинофорума Алексеем Германом открывала первый день кинофестиваля.
Отец будущей звезды — прославленный актер Клаус Кински — назвал свою дочь в честь героинь романа Достоевского«Идиот». Полное настоящее имя немецкой и американской актрисы — Настасья Аглая Накшинськи. Сочетание роковых страстей Настасьи Филипповны и сдержанной волевой Аглаи переплелись в актерской и личной судьбе самой Кински, для которой возвращение в Петербург после 20-летней разлуки с городом стало очень волнительным.
«Этот приезд, конечно, всколыхнул множество воспоминаний… 20 лет назад я снималась здесь у Андрея Эшпая в «Униженных и оскорбленных», и Наташа стала одной из самых дорогих для меня ролей. Вспомнились мои русские друзья — Андрей Кончаловский… Я уже давно не снимаюсь, но, возможно, Петербург подает мне какой-то знак? Посмотрим».
В своих интервью российским изданиям Настасья поделилась интересными воспоминаниями о своей работе с прославленными режиссерами. Андрей Кончаловский, многолетней дружбой с которым Настасья Кински очень гордится, в свое время отвез актрису в маленькую русскую церковь в Пенсильвании, где Настасья приняла православное крещение. По признанию Кински, Кончаловский научил ее, тогда 22-летнюю девушку, мало что понимавшую в жизни, способности к сопереживанию и сочувствию.
«…он помог мне понять, что невозможно всегда и во всем быть безупречной, что каждый человек имеет право на ошибку и не стоит бесконечно корить себя за какой-то огрех. Но важно помнить, что существует момент истины — когда каждое твое слово имеет значение, когда нельзя обманывать, бросать в беде, проходить мимо…».
Вспоминая свою работу с Кончаловским в фильме «Возлюбленные Марии», Настасья призналась, что этот фильм стал для нее особенным, поскольку от начала до конца был пронизан любовью к человеку.
«Любовь — единственная сила, дающая человеку надежду на выживание, особенно в моменты, когда кажется, что жизнь закончилась, что, кроме горьких воспоминаний, у тебя ничего не осталось. Любовь наполняет будущее смыслом. И именно любовь спасает героя картины».
В картине гуру авторского кинематографа Вима Вендерса «Так далеко, так близко» Кински сыграла ангела-хранителя. Утонченная красавица, Настасья и вправду кажется почти неземным существом — легкой, парящей, светлой. По признанию актрисы, когда создавался образ Рафаэлы, то вдохновением для нее стал родной город Берлин,«с его недавно обретенной атмосферой свободы и падения стены».
«Я пыталась представить себе Рафаэлу, наблюдающую с высоты Бранденбургских ворот. Это очень умиротворяющий образ. Мне было легко. Ангелы действительно окружают нас. И нет в этом никакой мистики. Другое дело, что не каждый внутренне готов их увидеть, услышать, почувствовать».
А сам Вим Вендерс для Кински стал воплощением глубокой собранности, сосредоточенности, его богатый внутренний мир сопрягается в сознании актрисы с таинственной магией и шармом.
Однако международное признание Кински принесла картина Романа Полански «Тэсс». Подготовка к главной роли была длительной — Настасья много читала, путешествовала по Англии. А Полански стал для нее проводником по миру кинематографа.
«Благодаря этому человеку я узнала все самое важное, что следует знать о мире кино; он занимался моим образованием, показывая фильмы, которые, на его взгляд, было преступлением пропустить: «Ромео и Джульетта», «Унесенные ветром». По его рекомендации я посещала балетную школу; он отправил меня учиться на актерские курсы Ли Страсберга; открыл для меня мир во всем его богатстве… Полански научил меня распознавать и отбраковывать подделки — и не только в кино».
У Настасьи Кински есть любимая притча, которая прекрасно иллюстрирует ее главный жизненный принцип — никогда не сдаваться. В ней рассказывается о двух братьях, выросших в неблагополучной семье с пьяницей-отцом и деспотичной матерью. Один из братьев стал преступником, а другой добился в жизни успеха. Когда обоих спросили, почему их жизнь сложилась именно таким образом, оба ответили одно то же: «Вы же знаете, в какой семье я вырос. Разве у меня был другой выход?».