Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
10.08.2011 20:00

«Пределы контроля» Джима Джармуша

«Мне нравится, когда в фильмах люди просто сидят и молчат».

Фильм-притча «Предел контроля» — последняя на данный момент работа режиссера, чье имя прочно ассоциируется с термином «независимое кино».

Джима Джармуша принято ругать за эту работу. Мол, самоповторы утомляют (и постмодернизм не оправдание), и герои «Мертвеца» и «Пса-призрака» развивали уже когда-то давно те же максимы, только вот «дурная бесконечность человеческой суеты» не приводит персонажа Исаака де Банколе к благородной цели путешествия — к месту, «откуда приходят все духи», или самурайскому подвигу и тому подобное. Многие утвердились во мнении, что Джармуш и снимать-то никогда не умел толком, некоторые — что божий дар покинул своего проводника давно…

Конечно, медитативные сцены, испытывающие пределы контроля зрительского терпения, предлагают трансцедентное, метафизическое путешествие в «себя», тем самым отсекая всех, кто любит ясно понимать, что происходит на экране. На зрительскую подкорку ложится несколько раз повторяемая фраза, которую для верности «запоминания» даже пропоют: «Тому, кто считает себя важнее других — место на кладбище. Там он поймет, что такое жизнь на самом деле — горстка праха». И вместо организованной болтовни зрителю предлагают созерцательный диалог. Такое тоже бывает, да.

Герой путешествует из Парижа в Мадрид, а затем по андалузской провинцильной глубинке. Отели, кафе, связные, два эспрессо в двух разных чашках, долгие проезды камеры по пустынным ландшафтам, многозначительные паузы — все повторяется, накручиваясь по спирали. Бесконечные монотонные монологи об искусстве и вселенной, в которых персонаж Банколе всегда остается слушателем, не знающим языка, но проникающим в суть мысли. Каждая встреча — камень, брошенный в озеро. Круги разбегаются, следы исчезают — суета поглощается вечностью. «Пес-Призрак» Банколе медитирует, он — единственная струна скрипки, которая становится орудием расправы с его врагом.

И как только понимаешь, что фильм по сути своей — визуальная медитация, вся «непонятная заумь» режиссера становится ясной как день. И великолепная операторская работа Кристофера Дойла, долгое время работавшего с Вонгом Кар Ваем, и психоделический саундтрек японской дроун-метал-группы Boris, и странные персонажи, в которых с удивлением заново узнаешь маститых актеров, — все подчинено генеральной линии Джармуша. Который плевать хотел на широкую публику. И что ему удалось как никогда хорошо.

Киноповествование разворачивается в форме практики дзэн. И не стоит искать за обнаженной грудью какой-то смысл — там нет ничего, кроме наслаждения созерцанием. Не больше, но и не меньше. Как и в сцене бесконечного молчания в кафе с Блондинкой.

Не без видимого удовольствия в хулиганстве Джармуша (который посмеивается за сценой над «высоколобыми») принимают участие мэтры кинематографа: Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Джон Херт, Луис Тосар, Юки Кудо, Пас де ла Уэрта. Рассуждения о солипсизме (поумничаем) скрываются за едва уловимой усмешкой режиссера, который водит своего персонажа в мадридский Музей королевы Софии, где тот долго всматривается в грязно-белую простынь, а также зрителей, ждущих «философских открытий», за нос, подкидывая им один за одним риторические вопросы.

Агрессивное меньшинство «небыдла» обвиняет Джармуша в элитарности. Остальное большинство просто проходит мимо — ведь ему скучно. Однако, следуя логике «энциклопедии современной культуры, фольклора и субкультур с точки зрения интеллектуального меньшинства», «хуже быдла может быть только небыдло». Тем приятнее жить в мире, где существует кино Джима Джармуша и много другого настоящего искусства, поскольку «отражения порой кажутся мне реальней самих предметов».
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
19
Семь самураев
Shichinin no samurai (8.80)
20
Матрица
The Matrix (8.70)
21
Властелин колец: Две крепости
The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
23
Город бога
Cidade de Deus (8.70)
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
28
Психо
Psycho (8.70)
весь топ