Уступи место бабушке, ей тяжело стоять. Слушайся старших. Не корчи рожи — таким и останешься. Не трогай каку. Не ешь каку. Выплюнь каку. И вот так всю жизнь, этот миллион заповедей преследует тебя, куда бы ни шел. А вот хочется иногда: едешь в автобусе, а на тебя прет. Вот танком прет, и твои только что купленные туфли превращаются в грядки. И смотрит на тебя глазами невинными-невинными, как будто только что «нежданчик» произошел. А ты молчишь. Или вот сидишь в опере. Скукотища жуткая, а уйти, как назло, не получается: справа начальник, слева зам, а конца этому не видно. И молчишь. Думаешь про себя: «Ну за что мне все это?» А оно изнутри отвечает: «Зато воспитанный». И действительно: матом не ругаешься по поводу и без повода, спасибо сказать не забываешь, руки моешь, карма прочищена. А все равно иногда свербит внутри, чешется… Но это понятно, что без него никак, правда, бывает, что оно потом, это воспитание, боком вылезает. Но иногда и плавненько выходит, степенно так.
Либрия — город самых воспитанных людей на всей земле. После третьей мировой войны там стали уделять особое, можно даже сказать, пристальное внимание этикету, дресс-коду, езде на санках и чистоте. Оно ж и понятно: людей осталось мало, а если всем хамить, то можешь ненароком обидеть кого-нибудь из начальников, и даже не поймешь, за что подзатыльник получил. Так вот, за исполнением всех норм порядка в Либрии следят специально обученные и прирученные сотрудники Агентства добрых дел, «Клерики». Бродят они по улицам и высматривают в прохожих взгляд недобрый, помыслы грязные и прочие чувства кощунственные. Особо на этом посту отличается Джон Престон (Кристиан Бейл). Он и людям простым советом помогает, и сына воспитывает в строгости. Любит Джон свою работу, в форме себя держит да витамины пьет. Только в последнее время начал замечать за собой кое-что странное. Хвост у него, вроде, не растет, да только все чаще к березке прижаться хочется, почесать не почесанное, в траву пьяным бухнуться и песню запеть матерную. Думал Джон над ситуацией своей, долго думал. А потом встал с кровати и решил поделиться с людом мыслями своими. Правда, для доступа к трибуне пришлось расчехлить наган, но лиха беда начало!
Бад Фокс (Чарли Шин) любит свою работу. Всей душой любит. Старается, трудится в поте лица и… в общем, не жалеет себя парень, молодец. Только вот не везет ему в профессии, никак он не может стать на ноги, не хватает ему чего-то. В самую трудную минуту на помощь к юнцу приходит матерый солдат биржевых войн, гроза всех индексов, Доу и Джонсов Гордон Гекко (Майкл Дуглас). Он-то и объясняет Фоксу откуда деньги растут и как себя с ними вести нужно. В общем, воспитывает парня, греет головушку его буйную на груди своей. И все у них ладненько: машина есть, дача строится, хвост трубой… Только вот однажды у Бада глаза открываются. Гордон-то еще тот скупердяй и наглец! Он с виду такой правильный весь, а на самом деле — ябеда. И что получается: Фокс, коли рядом всегда, выходит, тоже на руку не чист, и водится с хулиганами? Вот тебе и комильфо. Вот тебе и ананасы в шампанском. «Нет, не бывать тому! Я был воспитан хорошим отцом», — решает малый, и задает редиске жару.
Но, как мы все знаем, у любого правила бывают исключения. Оказывается, что и без воспитания можно пробиться в люди. Джамаль Малик (Дев Патель) — парень проще некуда. Он начал жизнь в трущобах городских, и умных слов там не слыхал, а тут выясняется, что он через пару минут может стать миллионером. Правда, для этого нужно ответить на детский вопрос, но куда там, если в детстве Джамаль даже толком не знал, что такое книга. Как он вообще оказался здесь? Дорогой друг, вот здесь и начинается сказка, сдобренная мифологией, бурной любовной линией, братской совестью, фантастикой, ну и, конечно, хорошей финальной песней. Куда ж без нее в фильме про Индию? А вообще, он парень смышленый, и ничего, что неоткуда знания взять, ничего. Это, оказывается, иногда от природы — просто есть и все. Правда, никогда не угадаешь, поэтому лучше не рисковать и работать над собой.
Пусть первым бросит в меня пультом тот, кто скажет, что фильмы ничему не учат и не воспитывают. Враки-враки-враки.