В начале следующего месяца, 5 октября в Московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт», стартует фестиваль некоммерческого кино «Амфест». В рамках ежегодного кинофорума состоится российская премьера американской драмы «Не сдавайся» режиссера Гаса ван Сэнта.
Завершит московскую часть фестиваля 12 октября эксклюзивная премьера зловещего антирелигиозного хоррора «Красный штат», режиссера Кевина Смита.
Затем киносмотр переезжает в Екатеринбург, где с 12 по 17 октября, в несколько усеченном виде, пройдут показы в местном кинотеатре Салют. И завершающая часть инди-марафона пройдет в Санкт-Петербургском кинотеатре Формула Кино Галерея с 19 по 23октября.
Все фильмы демонстрируется на оригинальном английском языке с русскими субтитрами.
Фестиваль «Амфест» представляет безупречную коллекцию новейшего американского кино. Его можно было бы назвать антиголливудским, потому что в нем нет известных штампов фабрики звезд. Фильмы представленные на фестивале — качественная подборка свежих идей и неожиданных поворотов, без сложных для восприятия сюжетных оборотов и оголтелых экспериментов.
Несостоявшийся криминалист Даг (Крис Ланкенау) бросает колледж в Чикаго и возвращается в родной Портлэнд, где устраивается рабочим на ледяную фабрику. После свидания с бывшей девушкой Гейл (Робин Рикун) Даг узнает, что экс-подружка пропала.
Решив тряхнуть стариной, Даг затевает собственное расследование. У него появляется свой доктор Ватсон — коллега по работе Карлос (Рауль Кастильо).
Удастся ли начинающему сыщику разгадать загадку «исчезновения в Портлэнде» — городе, который с легкой руки ван Сэнта превратился в любимое пристанище независимых режиссеров? Критики уже сравнили фильм Каца (это его третья крупная работа) с великолепным «Кирпичем» Райана Джонсона — самым изобретательным инди-детективом последних лет. Несмотря на более спокойный, чем у Джонсона, режиссерский почерк Каца, сравнение временами не кажется натянутым.
«Сходи за розмарином», смешная комедия озорных братьев Бена и Джошуа Сафди, прославившихся в Каннах, смешными киноколлажами, вдохновленными французской новой волной.
Киномеханик Ленни Сокол (Рональд Бронстайн) — типичный нью-йоркский шлимазл, на которого навалилось все и сразу: аврал на работе, истерики придурковатой подружки, парочка непоседливых отпрысков (сыновья гитариста Sonic YouthЛи Роналдо, Сэйдж и Фрей).
Ленни сражается с неурядицами как может; в конце концов, бывшая жена прислала пацанов пожить с отцом всего на две недели. В результате, «двухнедельник с папой» превращается в заполошную феерию, в которой будет все — караоке на водных лыжах, уличный грабитель с мятой физиономией Абеля Феррары, торнадо из самодельных комиксов и беспробудный сон четвертой степени.
Будет и главное — умелая деликатная реконструкция атмосферы шедевров Джона Кассаветиса и его излюбленного экранного альтер-эго: нервного инфантила, безотчетно маневрирующего между суетой окружающего мира и бардаком у себя в голове. На некоторых фестивалях фильм демонстрировался под оригинальным (куда больше ему подходящим) названием «Daddy Longlegs» — «Папа-косиножка».
В центре повествования дебютной игровой картины Кахилла (автора любопытного документального фильма «Боксеры и Балерины»), как и в «Меланхолия», лежит мифопоэтическое противостояние женщины и (сближающейся с Землей) планеты. Только у Кахилла все намного интереснее — новая планета оказывается точной копии Земли, где живут точные копии нас, землян. Именно туда, на другую Землю, и должна в числе первых делегатов отправиться девушка по имени Рода (Брит Марлинг).
Но не все так просто — в прошлом у Роды трагическая авария, виной которой была она сама. Она сама — другая Земля. Стоит отметить, что, в отличие от прохладной фрески скандального датчанина, фильм Кахилла полон человеческой драмы, которая и есть самая соль кино — что на нашей Земле, что на другой.
Триллер «Муравьед»Китао Сакураи существует на тонкой грани между правдой и вымыслом и повествует историю мести слепого алкоголика.
У слепого от рождения Ленни (Ларри Льюис мл.) немного радостей в жизни. Одна из них — занятия джиу-джитсу в местном спортзале. Тренер Дэррен (Даррен Брэнч) берет слепца под свое крыло — знакомит его со своей подругой, стриптизершей Кэнди (Джессика Коул), учит водить машину.
Однажды Ленни приходит в спортзал и обнаруживает, что Дэррена там нет. Вскоре он узнает, что Дэррена вообще больше нет. Все, что следует далее, представляет собой самую нетривиальную одиссею мстителя в современном кино, равно далекую и от незрячих подвигов Затоичи и героя Рутгера Хауэра в «Слепой ярости», но от того ничуть не менее занимательную. Финал «Муравьеда» заставляет вспомнить о бытовом абсурде фильмов Дэвида Линча — что, разумеется, только идет этому образчику инди-кино 2010-х на пользу.
Келли Райхардт любит помещать своих нелюдимых персонажей в экстремальные обстоятельства. В «Старой радости» парочка друзей уходила в поход по орегонским горам, в «Венди и Люси» героиня Мишель Уильямс бомжевала в компании псины по задворкам Портлэнда (действие всех фильмов Райхардт происходит в штате Орегон, хотя сама она выросла во Флориде).
В центре сюжета новой картины Келли Райхардт три супружеские пары переселенцев отправляются в долгий тяжкий путь по коварным перепутьям орегонских прерий. На дворе год 1845-ый, и передвигаться без сопровождения — самоубийственно. Их спутником выступает легендарный траппер Стивен Мик (неожиданно колоритный Брюс Гринвуд).
Мик оказывается тем еще гидом, так что группе странников в поисках воды и верного пути приходится довериться угрюмому краснокожему аборигену.
Этот нехитрый сюжет, основанный на достоверном историческом эпизоде, Келли Райхардт вытягивает в гипнотизирующий роуд-трип с откровенно феминистическим мессиджем и неторопливой хореографией «людей, бредущих сквозь историю в пейзаже» (почти в стиле Миклоша Янчо). Помимо четкого визуального рисунка «Путь Мика» замечателен и беспроигрышным подбором актеров — Мишель Уильямс, Уилл Пэттон и Пол Дэйно рождены, чтобы освещать своими лицами эстетское кино в жанре корневой американы.
А романтический боевик «Беллфлауэр, Калифорния» стал сенсацией последнего фестиваля «Сандэнс», поразив зрителей давно не встречавшейся в диетическом кино нашего времени концентрацией драйва: у режиссера-дебютанта Эвана Глоделла все через край, и это круто!
Вудроу (Глоделл) и Эйден (Тайлер Доусон) — лучшие друзья, перебравшиеся в Калифорнию из родного Висконсина — одержимы идеей собрать огнемет.
Адская стрелялка — продолжение их тянущейся с детства игры в воображаемую банду «Мамаша Медуза»; игры, в которой весь мир — постапокалиптическая помойка а-ля «Безумный Макс», а сами они — парочка стильных ковбоев-огнеметчиков, сметающих все на своем пути и ловящих кайф от собственной крутизны.
Реальный мир оказывается куда гнуснее, чем мир фантазийный: девушка Вудроу изменяет ему с бывшим, экс-подружка Эйдена вожделеет Вудроу, плохо всем.
История заканчивается большой печалью. Насколько большой, зрителю придется решать самому — последние 20 минут этого блестящего дебюта выдержаны в жанре галлюцинации на тему бегства в воображаемый апокалипсис от кошмаров настоящих, и кинематографа как наиболее убедительного способа осуществить это бегство.
На десерт Глоделл предлагает насладиться сочными деталями вроде поедания кузнечиков под песню Кейт Буш или виски-мобиля, а также саундтреком, состоящим из ленивого калифорнийского инди-рока (вроде группы Why?).
Не менее крут и еще один дебют — «Джесс + Мосс», о первой подростковой любви. Фильм Клей Джитер негромкий, но очень чувственный.
Лишившиеся родителей Джесс 18-ти лет (Сара Хаган) и 12-летний Мосс (Остин Вискерс) каждое лето предоставлены самим себе. Точнее — друг другу. Выброшенные на берег необитаемого острова детства эти повелители навозных мух целыми днями слоняются по руинам, хранящим память об их родителях, пуляют в небо фейерверки и записывают на кассету послания самим себе.
Полнометражный дебют Джитера — своеобразный микс «Древа жизни» Терренса Малика и «Серых садов» братьев Мейер. Застывшая во времени и пространстве летняя поэма о затерянности в раю и первых сексуальных переживаниях, фантастически снятая на бракованную просроченную пленку.
Пленка эта своей фактурой вычерчивает траекторию режиссерских поисков утраченного времени прямиком в бесконечность. На место маликовского восточного Техаса в фильме Джитера заступает не менее живописный западный Кентукки — фильм снят на полуразрушенной ферме, где режиссер провел свое детство.
Один из протагонистов, Мосс, коллекционирует банки, поросшие мхом изнутри; компактный образ «закупоренного мира» — целой Вселенной, спрятанной в прозрачной банке — идеально описывает и сам фильм.
Похоже, в этом сезоне кинематографистов прорвало не только на фильмы про взаимоотношения женщин и планет, но и на антирелигиозные комедии. Хотя убедительные образчики хитросплетенных сатир на дела церковные появлялись в Голливуде и раньше. Достаточно вспомнить незаслуженно забытую экранизацию романа Элмор Леонард «Прикосновение», поставленную Пол Шрейдер в 1997-ом. На сей раз крупную церковную шишку изображает экс-Бонд Пирс Броснан, а прозревшего простака — Грег Киннер. Секс-символы в возрастной группе «кому за…» — Харрис, Мариса Томей и Дженнифер Коннелли — утяжеляют актерский состав этой комедии до большого голливудского статуса.
Первый голливудский фильм датского бруталиста Рефна«Драйв».
Безымянный Водитель (Райан Гослинг) днем работает в гараже подозрительного Шэннона (Брайан Крэнстон) и подрабатывает каскадером в Голливуде, а по ночам угоняет тачки для лос-анджелесских бандюганов. Влюбившись в соседку Айрин (Кэри Маллиган), Водитель оказывается в центре криминальной интриги с участием муженька Айрин (Оскар Айзек) и злобных мафиози (неожиданный Альберт Брукс и всегда уместный Рон Перлман).
Джерри и Джоан (видавший виды Ли Тергесен и театральная актриса Энид Грэхэм) любят вешать лапшу на уши незрелому молодняку, а потом тащить их в постель. Так они и живут, дрейфуя из одного провинциального болота в другое, совращая ничего не подозревающих добросердечных американцев своими злонамеренными ролевыми играми и прочими гумберт-гумбертовскими проделками. Разумеется, «менее обычная жизнь» не может продолжаться вечно и без последствий — вскоре дуэт бытовых комедиантов дает ожидаемую трещину. Аукаясь с былыми шедеврами вроде «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Портрета Генри — маньяка убийцы» и «Прирожденных убийц», фильм Артура дает неплохую пищу для размышлений тем, кто пребывает в искреннем убеждении, что «вся наша жизнь — игра».
«Дело примет библейский оборот», — обещает трейлер первого фильма ужасов неутомимого Смита. Впрочем, в фильмографии режиссера такое уже бывало — достаточно вспомнить «Догму». Куда сложней было представить, что Смит снова отважится нырнуть в пучину малобюджетного кино (его предыдущей картиной была полицейская комедия с Брюсом Уиллисом).
Впрочем, режиссеру, в любом случае, вряд ли бы удалось найти серьезные деньги под столь радикальный проект. Вдохновившись деятельностью оголтелого гомофоба, пастора Фреда Фелпса,Смит учинил трэш-угар с участием любимого тарантиновского старичка Майкла Паркса, распятыми геями и серийно уничтожаемыми подростками. "I fuckin' loved that movie!", — радостно возопил Тарантино, посмотрев «Красный штат». Вам он тоже понравится.
Психологическая драма Миллса рассказывает историю Оливера (Юэн Макгрегор), которому его старик-отец (переживающий третью молодость Кристофер Пламмер) приготовил сюрприз. После смерти жены — и матери Оливера — дедуля объявил себя геем, завел молодого любовника (Горан Виснич из «Скорой помощи») и принялся вести активно иллюзорный образ жизни.
Все это оживает в памяти Оливера серией флэшбэков, а в настоящем у него роман с актрисой-француженкой Анной (Мелани Лоран), у которой тоже припрятана пара скелетов в родительском шкафу. Стоит отметить, что фильм основан на реальной истории coming out 75-летнего отца режиссера. Первый кинофильм видного клипмейкера Миллса стал одним из самых заметных дебютов нулевых. «Начинающие» подтвердили его статус знаменосца новой режиссерской плеяды, совмещающей эксцентриаду инди-кино с четким гуманистическим мессиджем.
Манхэттенское тусовочное арт-кино имеет давние и славные традиции — достаточно вспомнить «Челси-герлс» Энди Уорхол. Наличие в качестве главной звезды Элоди Буше придает полнометражному дебюту уроженки Лондона Дурры правильного интеллектуального шарма.
Элоди играет художницу, лавирующую между постелью, вечеринками, барами и китайскими забегаловками богемной столицы мира с такой врожденной хищной грацией, какая имеется в арсенале только у француженок. Детективная линия с похищением друга детства героини и виньетки на темы классовой борьбы и мультикультурности на Манхэттене прилагаются.
Девушка по имени Аннабел Коттон (Миа Васиковска) смертельно больна. Парень по имени Инок Брей (Генри Ли Хоппер) любит тусоваться на похоронах. Союз, рожденный на небесах, обретает плоть в Портлэнде, пусть и ненадолго.
Печальную историю двух хрупких созданий со странными именами, заявленную в сценарии новичка Джейсон Лью, рассказывает великий ван Сэнт, в последние годы взявший за правило чередовать большие проекты с малобюджетными артхаусными. Соответственно, дуэт исполнителей куда больше напоминает героев европейского арт-кино. Ужимки и манеры Генри Ли Хоппер заставляют вспомнить «американского друга», гениально сыгранного его отцом в одноименном шедевре Вендерса, а Васиковска стрижена под годаровскую героиню Джин Сиберг из «На последнем дыхании». Оставит ли новый фильм ван Сэнта след в истории кино, соразмерный этим фильмам (или лучшим картинам самого ван Сэнта), остается посмотреть.
«Все начиналось так здорово, а закончилось так стремно», — гласит слоган этой черной комедии, на постере которой украшенная татуировкой-змейкой девушка в купальнике фотографирует себя на айфон. Чего еще желать? Вот примерно так же и думали четыре миловидных подруженции, отправляясь на пляж вкушать нестареющие радости, как сказал бы Серж Генсбур, "sea, sex and sun". Правда, в случае героинь фильма в тройную формулу пришлось внести существенную поправку — девушек ждали "sea, death and sun". Трем выживших товаркам пришлось заметать следы и делать вид, что ничего не произошло, почти как в «Уик-энде у Берни». Вас ждут девушки в рыбьих масках, разноцветные глюки, серферы-отморозки и много алкоголя. Отпуск!
Кажется, Париж обладает способностью впрыскивать в дряхлеющие творческие вены Вуди Аллена новую кровь: фильм «Все говорят, что я тебя люблю», частично снятый в столице Франции, был одним из самых удачных фильмов Аллена 90-х.
«Полночь в Париже» обещает подвергнуть 75-летнего режиссера схожей омолаживающей процедуре. Тем паче, что за вдохновением герой фильма, успешный голливудский сценарист Гил (Оуэн Уилсон), отправляется не просто в Париж, а в Париж 1920-х, где неизбежно оказывается в теплой компании Коула Портера, Скотта Фитцджеральда, Хемингуэя, Пикассо, Бунюэля и Дали. Парижа 1920-х, однако, Вуди оказывается мало — вскоре его герой переносится на полуночном такси в Париж времен «бель-эпок», где точит лясы уже с Лотреком, Гогеном и Дега. Сосредоточение гениев на квадратный сантиметр пленки подействовало на фильм ободряюще — «Полночь в Париже», собравшая в прокате 100 миллионов, грозится стать самым коммерчески успешным фильмом за всю 45-летнюю режиссерскую карьеру Аллена.
В рамках фестиваля организаторы подготовили солидную подборку короткометражных фильмов, участников остнского интерактивного фестиваля музыки и кино SXSW.
«Прогноз погоды». США 2010, 4 мин. Режиссер Оливия Тауссиг. Анимационный.
Заголовки новостей причудливо меняются, реальность смешивается с вымыслом.