Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
30.11.2011 22:30

«Человек с тысячью лиц» Жерар Депардье

Большой почитатель Бахуса, гурман-обжора с носом Сирано де Бержерака, любитель погонять на мотоцикле. Актер. Все — об одном персонаже нашей рубрики, которого в конце 80-х называли «человеком с тысячью лиц». Жерар Депардье — француз, один из немногих европейских актеров, кто безоговорочно покорил Голливуд, обладатель незаурядного актерского таланта, которому оказались малы всевозможные жанровые рамки и амплуа.

В начале карьеры, складывающейся во многом из случайностей, Депардье играл «парней из народа» и социально опасных типов («Винсент, Франсуа, Поль и другие», «Приносящий беду», «Барокко», Скажите ей, что я ее люблю, «Жерминаль», наконец, эпопея Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век»), потому что не понаслышке знал «клоаку» и «низы общества».

Ему впору пришлись и всевозможные исторические костюмы — Колумб в эпопее «1492: Завоевание рая», Рейнальдо в «Гамлете» Кеннета Браны, Портос в фильме «Человек в железной маске», главные роли — мечта всех актеров — в картинах Жана-Поля Раппно «Сирано де Бержерак» и Жозе Дайан «Бальзак».

Драматические серьезные роли, требующие перевоплощения и особого психологического настроя, также оказались по зубам «увальню из Шатору»: в фильме «Семь смертей по рецепту» Депардье сыграл доктора, затравленного мафиози, в ленте «Барокко» снялся сразу в двух ролях — боксера и его убийцы, а встреча с Франсуа Трюффо позволила актеру сыграть его самые лучшие роли — в мелодраме «Последнее метро» и в психологической драме «Соседка».

Режиссеры с удивлением обнаружили в бесформенной туше с носом-грушей неповторимое актерское качество — особую, присущую только для Депардье «параноидальность». Жерар играл всегда цельного персонажа, который, однако, внутри был очень хрупок и быстро «ломался». На этом изломе и создавался высокий драматизм и напряжение во всех картин, в которых играл Депардье.

Депардье воплотил на экране огромное количество неповторимых ярких характеров, совершенно непохожих друг на друга, и с легкой руки критиков получил прозвище «человека с тысячью лиц». Таким образом, актер «путешествовал» из авторского кинематографа в жанровые картины с завидной легкостью.



Впрочем, успех сопутствует французу и в комедиях — вспомните преступного типчика в картине Клода Зиди «Инспектор-разиня», а также его блистательный дуэт с Пьером Ришаром в трилогии Франсиса Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».

Когда смотришь на экран, кажется, что Депардье занимает все его пространство, он везде, за всех, со всеми. Такие персонажи были в почете у классиков — Франсуа Рабле и Александра Дюма, своей чрезмерностью поражавшие самое богатое воображение. Немало комплиментов по поводу своей «весомой фигуры» Депардье получил от восторженных критиков, которые сравнивали актера с «танцующим медведем, наряженным в мешковатый вельветовый костюм».

Сам Жерар говорит о себе просто: «Я вовсе не огромное домашнее животное, а зверь, который может укусить, если его кто-нибудь вздумает обидеть».



Депардье в какой-то степени счастливчик, ведь его появление на экране произошло именно в тот момент, когда публика, смертельно уставшая от «красавчиков», потребовала харизматичной сложной натуры. И она нашлась. В нужное время в нужном месте.

Сбежав от мира, в котором у него не было шансов на честную, а главное долгую и здоровую жизнь, Депардье нашел себе место в Париже среди актеров. Его феноменальная память и нестандартная внешность принесли в скором времени блестящие результаты, хотя в том, что из «мужлана» получится Актер, был уверен только Бертран Блие, который первым по-настоящему открыл талант юного Депардье еще в начале 70-х.

Много позже в одном из интервью режиссер знаменитых «Вальсирующих», ставших манифестом французской молодежи, который определил стиль жизни целого поколения 70-х, на вопрос, изменился ли Депардье, став кумиром миллионов, иронично заметил:

«Он и не мог измениться к худшему, потому что хуже, чем он был, быть невозможно. И сегодня он такой же выпивоха и шалопай. Таким он был в начале карьеры и таким же сойдет во гроб. Единственное, что оправдывает его: он один из величайших актеров мира. В творчестве его можно сравнить с хорошим французским вином: чем дольше выдержка, тем лучше».

Депардье и Деваэр, сыгравшие в «Вальсирующих», стали примерами для подражания. Их герои были беспринципными и шокировали общественность. Они грабили прохожих, врывались в чужие дома, творя свои бесчинства весело и с творческим задором.

«Все мы вышли из «Вальсирующих», — замечали многие критики.



Так начиналась настоящая слава француза, перешагнувшая легко и через океан. Голливуд с радостью распахнул объятия Депардье. В копилке актера лирическая комедия «Вид на жительство» с Энди Макдауэлл и американский ремейк французской ленты «Мой отец — герой». Плюс выше упомянутые «1492: Завоевание рая», «Человек в железной маске», а также дуэт с Вупи Голдберг в «Богусе».

Он опробовал свои силы в режиссуре («Тартюф»), записал диск с песнями в собственном исполнении, выпустил скандальные мемуары «Украденные письма», вина с его виноградников известны во всем мире. Его портрет в обнаженном виде — 300-килограммовая статуя Бернара де Сузи — украшает центр Парижа, его герои — нашу память. Современники у Депардье получаются простыми и вороватыми, исторические персонажи — страдающими интеллектуалами.

Судьба Сирано де Бержерака во многом похожа на судьбу нашего героя. Ведь настоящая драма поэта заключается не в его уродстве, якобы мешающем любви, а в выдающемся интеллекте.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
69
Зеленая миля
The Green Mile (8.40)
70
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
71
Озарк
Ozark (8.40)
72
Гравитация
Gravity (8.40)
73
Секреты Лос-Анджелеса
L.A. Confidential (8.40)
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
весь топ