Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
25.06.2012 20:21

ММКФ-2012: рецензия на фильм «Солнечная дверь»

С вечернего просмотра фильма «Дверь» венгерского режиссера Иштвана Сабо гости Московского Кинофестиваля выходили словно завороженные. Картина действительно впечатляет. Причем не только великолепной игрой исполнительниц главных ролей Хелен Миррен и Мартины Гедек, не только поэтичностью кадров и великолепной музыкой. Этот фильм заставляет зрителя многое переосмыслить в собственной жизни.

Ведь часто люди творческие, рассеянные и неорганизованные, встречая на своем пути личностей, крепко стоящих на ногах, острее ощущают в сравнении с ними собственную слабость, житейскую неприспособленность. В картине «Дверь» так случилось с писательницей Магдой (Гадек), которая наняла свою пожилую соседку Эмеренс (Миррен) в качестве помощницы по хозяйству.

Эмеренс — личность загадочная. Никто из соседей не был у нее дома. О ней ходят самые невероятные слухи: и о том, что она во время войны убивала и грабила евреев, и о том, что была американской шпионкой. Но правды об Эмеренс не знает никто. Ведь перед носом любопытных мгновенно захлопывается тяжелая дверь дома, где живет эта женщина. Дверь в фильме Сабо — символ преграды, защищающей внутренний мир героини от вторжения в него посторонних.


Однако волевая, решительная, харизматичная домработница, у которой в руках все горит и спорится, быстро становится истиной хозяйкой в доме Магды. Писательнице и ее мужу ничего не остается, как только подчиниться безраздельной власти Эмеренс. Последняя постоянно вмешивается в личную жизнь хозяев. Делает Магде замечания, упрекая в том, что та плохо заботится о доме и муже.

Действительно, супруг Магды вскоре тяжело заболевает. Какое-то время он находится между жизнью и смертью. И тогда на помощь сломленной горем женщине приходит Эмеренс, которая поддерживает хозяйку в тяжелый момент ее жизни.

С этого времени начинается новый этап в отношениях героинь. Постепенно они становятся подругами. И Эмеренс открывает Магде тайны собственного прошлого.

Оказывается, что в судьбе этой удивительной женщины не было тех позорных и злых поступков, которые приписывала ей людская молва. Напротив, Эмеренс постоянно кого-то спасает и опекает, зачастую в ущерб себе.


Однако любовь Эмеренс одновременно и жертвенная, и требовательная. Тех, кого опекает и поддерживает эта женщина, она не отпускает от себя. Ей остро необходима взаимность, видимые доказательства ответной любви.

Эмеренс очень ждет приезда Эвике — повзрослевшей еврейской девочки, которую спасла много лет назад от ужасов концлагеря. И, получив известие, что девушка не сможет приехать, героиня выходит из себя. Эмеренс в ярости громит стол с такой тщательностью накрытый для гостьи. Браня неблагодарную Эвике последними словами, она набрасывается на ни в чем не повинную собаку и жестоко избивает ее. Невнимание к себе со стороны бывшей воспитанницы Эмеренс воспринимает как предательство.

От хозяев домработница настойчиво требует поставить на видное место статуэтку - ее подарок. Ведь Магде и ее мужу статуэтка не нравится, и они норовят убрать глянцевую фарфоровую собачку, этот «признак дурного вкуса». Тогда Эмеренс отказывается служить у них и даже разговаривать с Магдой. Примирение наступает только после того, как писательница и ее супруг соглашаются вернуть собачку обратно. Убедившись в любви хозяев, Эмеренс сама разбивает статуэтку на мелкие кусочки.

Острая потребность этой женщины в ответных чувствах людей, которых она любит, становится ее слабостью. В конце фильма героиня умирает, потому что Магда, как она считает, предала ее. Писательница, которой присудили почетную государственную премию, была слишком занята получением награды и не заметила вовремя, что Эмеренс тяжело заболела.


После пережитого инсульта женщина не могла себя обслуживать, но отказывалась принимать помощь соседей. В результате Эмеренс едва не умерла, беспомощная, в грязной квартире. Только пойдя на хитрость, соседям удалось войти к ней в дом. И за то, что Магда, занятая своими делами, не прикрыла позор Эмеренс перед людьми, подруга так и не простила ее.

По-видимому, из двух героинь Иштвана Сабо неприспособленная к жизни Магда оказывается более сильной, чем волевая, по-королевски гордая, крепко стоящая на ногах Эмеренс. Магда прощает обиды, она делает добро и ничего не требует взамен. Писательнице очень тяжело решиться взять к себе парализованную подругу, но она готова пойти на эту жертву. Магда понимает, что из-за своего невнимания и эгоизма, она почти потеряла родного человека. Изо всех сил она старается исправить ошибку. Эмеренс же отказывается принять помощь Магды и умирает в больнице. Болезненная гордость, требовательность к людям, мешают ей прощать и забывать обиды.


Однако в фильме венгерского режиссера примирение подруг все же происходит. Магда и приехавшая к ней взрослая Эвике вместе приходят на могилу Эмеренс. Дождь хлещет им в лицо, ветер безжалостно треплет их одежду. Будто Эмеренс с небес бранит родных людей за невнимание и неблагодарность. Но когда Эвике искренне просит у покойницы прощения, ливень затихает, тучи рассеиваются.

Последний кадр фильма — ярко сияющее на небе солнце. Может быть, эта метафора несколько прямолинейна, но она в буквальном смысле согревает и радует. Быть внимательнее к близким, не потерять родных людей из-за повседневной суеты и пренебрежения, уметь отличить главное от второстепенного учит нас этот замечательный, добрый фильм.
Рубрика: Рецензия
Теги: фестивали, , ММКФ
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
весь топ