В 1981 году на экраны вышла картина «Родня» Никиты Михалкова. В пронзительной трагикомедии одну из эпизодических ролей исполнил начинающий актер Олег Меньшиков. В обжигающем взгляде сына алкоголика Вовчика читались и детская боль от жизни с пьющим отцом, и стыд за него, и обещание — я все исправлю, со мной все будет по-другому. Свой разговор со зрителем Меньшиков продолжил спустя год в «Покровских воротах» Михаила Козакова, исполнив главную роль студента-бунтаря Костика Ромина. Умный, дерзкий, красивый — и в кино, и в жизни он стал воплощением светлых идеалов будущего. Будущее наступило — народному артисту России Олегу Меньшикову исполняется 60 лет. Что бы сегодня сказал тот самый Костик?
Олег Меньшиков родился в Серпухове Московской области, отец его был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. В пять лет мальчика отдали в музыкальную школу. Когда родители поняли, что увлечение музыкой повлекло за собой желание стать артистом, по словам Меньшикова, они пришли в ужас. «Мало того, что я решил пойти в артисты, я решил пойти в артисты оперетты, что для мамы было катастрофой», — вспоминает Олег Евгеньевич. Пойдя на поводу у семьи, в последний момент он все же выбрал драматическое искусство. Меньшиков без труда поступил в Щепкинское училище на курс Владимира Монахова.
Приглашать сниматься Меньшикова начали еще во время учебы: «Я был наглый молодой везунчик. В 17-18 лет начал сниматься. На секундочку, Козаков, Михалков, Балаян. Это я сейчас могу дать оценку этому, а тогда это было — а что такого? В молодости, видимо, не было времени задуматься об этом. Не было. Наглые дураки были». За актерский состав картины Михаил Козаков бился очень долго. Госкино требовало известных актеров в кадре, режиссер же настаивал на обратном. Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов — на тот момент не самые медийные лица в отечественном кино. Сложнее всего было как раз с ролью Костика. Сценарист Михаил Зорин написал историю своей жизни, поэтому к выбору главного героя подошел с особой щепетильностью: «Костик был найден не сразу, было много вариантов, много проб. Пока Козаков не встретил Олега. Я тогда сразу сказал, что да, это он».
Роль в «Покровских воротах» стала знаковой для Олега Меньшикова. И дело не только в первой работе у большого режиссера, Костик стал воплощением на экране самого Меньшикова. «Премьеру "Покровских ворот" мы смотрели у Олега на кухне. Олег был такой, какой он был в этом фильме. Просто он органично из восьмидесятых оказался на тридцатилетие раньше», — рассказывает однокурсник Меньшикова, актер Виктор Бохон. Остроумный, полный жизни, Костик был одновременно беспечным ребенком и глубоким философом, находящимся в вечном поиске страстей и движения — никаких «застывших форм». «Дорогу осилит идущий, вам необходим творческий непокой!», — восклицал он.
Олег Меньшиков почти в каждом своем интервью отдает дань режиссеру картины: «Сколько я узнал, сколько я услышал от Козакова. С какими людьми я познакомился у него, они, может, и не помнят, что я с ними был знаком тогда, но для меня это было — что ни встреча, что ни приход в дом к нему — это было событие. Он, наверняка, не отдавал себе в этом отчет, но он меня формировал».
Об Олеге Меньшикове часто писали, что все роли после «Покровских ворот» все равно были похожи на Костика. На что однажды Михаил Козаков замечательно ответил: «Это не они похожи на Костика, просто Костик похож на Меньшикова». А ведь главный герой прозорливо предупреждал: «Спокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным я стану».
Однажды Никиту Михалкова спросили, почему поздние работы Меньшикова гораздо слабее его первых ролей, на что тот ответил: «Ему нужен режиссер. Олег невероятно одаренный человек. В своей весовой категории, возрастной категории, в имидже и амплуа он один из крупнейших актеров, по крайней мере, Европы. Но Олег исполнитель. Он может быть творцом в театре, наверное. Там, где он в своей стихии. Но в кино он исполнитель. А исполнитель без того, кто его направляет, он теряется в кино».
Сегодня Меньшикова часто обвиняют в сибаритстве, вменяя ему беспечное отношение к профессии и пренебрежение творчеством. Быть может, Костик просто повзрослел, и борьба с «застывшими формами» окончена? «Я хочу хорошо жить здесь и сейчас, — заявляет Олег Меньшиков, — но все, что я делаю в искусстве, я делаю по совести».