Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Олег Табаков

Oleg Tabakov
Олег Табаков
Профессии: Режиссёр, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Людмила Крылова (00.00.1960) (детей: 2), Marina Zudina (00.00.1994) (детей: 2)
Рост: 176
Родился: 16 августа 1935, Лев (88 лет назад)
Умер:: 12 марта 2018 (82 лет)
Последний фильм: 2017
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Олег Табаков Фото Олег Табаков Фото Олег Табаков

Новости

28.01.2022 13:50

Юрий Никулин возглавил рейтинг самых узнаваемых советских актеров

Советский Союз распался три десятилетия назад, но зрители продолжают помнить и любить актеров того поколения. Об этом свидетельствуют итоги любопытного киноопроса, проведенного каналом «Мосфильм. Золотая коллекция».

Телесеть представила рейтинг самых узнаваемых звезд советского кино. Участникам опроса показывали фотографии и просили назвать имена изображенных на них актеров. Самым ярким оказалось наследие Юрия Никулина: легенду цирка и большого кино не смогли вспомнить лишь 3% опрошенных.
Читать полностью
Поделиться:

17.08.2020 19:56

Словами автора… К юбилею Олега Табакова

Сегодня народному артисту СССР, режиссеру, педагогу, общественному деятелю исполнилось бы 85 лет. Десятки ролей в театре, сотни — в кино, озвученные герои любимых мультфильмов, поставленные спектакли, «построенные» театры, написанные книги — Олег Табаков является признанной величиной в отечественной культуре. Об артисте наберется не одна сотня публикаций, а многочисленные ретроспективы творчества и биографические статьи выходят и по сей день. Сегодня хочется не пускаться в обязательные перечисления ролей и наград, а поделиться воспоминаниями самого Олега Павловича. Как же родился гений Табакова?

О корнях…
Читать полностью
Поделиться:

19.08.2019 16:11

Неутраченная актуальность: картине «Гори, гори, моя звезда» — 50

Сегодня свой полувековой юбилей отмечает фильм «Гори, гори, моя звезда» режиссера Александра Митты, трагикомическая история по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида с блистательными актерами: Олегом Табаковым, Еленой Прокловой, Олегом Ефремовым, Евгением Леоновым, Нонной Мордюковой и Леонидом Куравлевым.

Александр Митта — одно из ярчайших имен отечественного кинематографа. Актер, режиссер, сценарист, талантливый литератор, один из звездных выпускников курса Михаила Ромма во ВГИКе, однокашник Шукшина и Тарковского. Все его фильмы не похожи ни друг на друга, ни на то, что снимали другие режиссеры. «Иначе у меня работа не шла. Если я видел, что передо мной кто-то снял похожее, было ощущение, что ешь еду, которую однажды уже съели. Мне интересно новое», — делился в одном из интервью Митта. Такой новаторской стала и лента «Гори, гори, моя звезда», аналогов которой в нашем кино, пожалуй, нет.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: пост
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.66

Все | Актёр | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


(0)
(0.00)

Актёр [ скрыть ]



Stepan Sudakov



Возвращение Буратино
Возвращение Буратино (2013)

Vozvrashchenie Buratino (3.50)

Вечное возвращение
Вечное возвращение (2012)

Vechnoye vozvrashcheniye (7.10)

Тот еще Карлосон!
Тот еще Карлосон! (2012)

Tot eshchyo Karloson! (2.90)
Stareyshina Metrikov

Елки 2
Елки 2 (2011)

Yolki 2 (6.40)

Мелодия для шарманки
Мелодия для шарманки (2009)

Melody for a Street Organ (6.70)

Он и она
Он и она (2008)

On i ona (0.00)
He

Диверсант 2: Конец войны
Диверсант 2: Конец войны (2007)

Diversant 2: Konets voyny (7.30)
 Pan Artemenko 10 episodes, 2007

Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007)

Ilya Muromets i Solovey Razboynik (7.20)
Vasilevs (голос)

Андерсен. Жизнь без любви
Андерсен. Жизнь без любви (2006)

Andersen. Zhizn bez lyubvi (5.40)
Meisling

Родственники
Родственники (2006)

Rokonok (5.80)
Mayor

Статский советник
Статский советник (2005)

Statskiy sovetnik (7.10)
Count Vladimir Dolgorukov

Есенин
Есенин (2005)

Esenin (6.80)
 KGB General Simagin

Ledi na den
Ledi na den (2002)
(4.40)
mayor of New York

Мнения сторон
Мнения сторон (2001)

Taking Sides (7.10)
Colonel Dymshitz

Подари мне лунный свет
Подари мне лунный свет (2001)

Podari mne lunnyy svet (4.30)

Президент и его внучка
Президент и его внучка (2000)

Prezident i ego vnuchka (5.80)
President

Что сказал покойник
Что сказал покойник (сериал) (2000)

Chto skazal pokoynik (5.60)
Inspector Jensen

Kadril
Kadril (1999)
(0.00)
Sanya Arefyev

Три истории
Три истории (1997)

Tri istorii (6.80)
Old Man

Сирота казанская
Сирота казанская (1997)

Sirota kazanskaya (6.70)
Ship's Cook (Grandpa Frost)

Белые дюны
Белые дюны (1996)

Belye dyuny (0.00)

Двадцать минут с ангелом
Двадцать минут с ангелом (1996)

Dvadtsat minut s angelom (0.00)

Московские каникулы
Московские каникулы (1995)

Moskovskiye kanikuly (5.60)
The Italian

Ширли-мырли
Ширли-мырли (1995)

Shirli-Myrli (6.90)
Sukhodrishchev

Khochu v Ameriku
Khochu v Ameriku (1993)
(2.90)

Сталин
Сталин (1992)

Stalin (7.20)
Dr. Vinogradov

Ближний круг
Ближний круг (1991)

The Inner Circle (6.80)
Vlasik

Шапка
Шапка (1990)

Shapka (5.80)
Shupov

Царская охота
Царская охота (1990)

Tsarskaya okhota (5.80)
Golitsyn

Шаг
Шаг (1990)

Shag (4.20)
Tutunov

Любовь с привилегиями
Любовь с привилегиями (1989)

Lyubov s privilegiyami (7.20)
KGB General

Ono
Ono (1989)
(5.90)
Brudasty

Сердце не камень
Сердце не камень (1989)

Serdtse ne kamen (0.00)

Искусство жить в Одессе
Искусство жить в Одессе (1989)

Iskusstvo zhit v Odesse (3.10)
Tsudechkis (as O. Tabakov)

Дорогое удовольствие
Дорогое удовольствие (1988)

Dorogoe udovolstvie (0.00)
Syoma

Раз, два - горе не беда
Раз, два - горе не беда (1988)

Raz, dva - gore ne beda (6.50)
Czar Ivan

После дождичка, в четверг
После дождичка, в четверг (1987)

Posle dozhdichka, v chetverg (7.60)
Kashchej the Immortal

Человек с бульвара Капуцинов
Человек с бульвара Капуцинов (1987)

Chelovek s bulvara Kaputsinov (7.70)
Harry

Очи черные
Очи черные (1987)

Oci ciornie (7.40)
Sua Grazia

Dopolnitelnoe vremya
Dopolnitelnoe vremya (1986)
(0.00)

Put k sebe
Put k sebe (1986)
(0.00)
Khromov

Кукушка в темном лесу
Кукушка в темном лесу (1986)

Kukacka v temném lese (7.10)
Otto Kukuck

Путешествие господина Перришона
Путешествие господина Перришона (1986)

Puteshestviye gospodina Perrishona (0.00)
Perrishon

Город невест
Город невест (1985)

Gorod nevest (0.00)
Reutov

Korabl prisheltsev
Korabl prisheltsev (1985)
(0.00)
Constructor

Аплодисменты, аплодисменты...
Аплодисменты, аплодисменты... (1984)

Aplodismenty, aplodismenty... (4.60)
Shevtsov

Чужая жена и муж под кроватью
Чужая жена и муж под кроватью (1984)

Chuzhaya zhena i muzh pod krovatyu (5.70)
Ivan Andreevich

Время и семья Конвей
Время и семья Конвей (1984)

Vremya i semya Konvey (6.90)
Robin (Adult)

Волк и телёнок
Волк и телёнок (1984)

Volk i telyonok (7.60)
Wolf

Если можешь, прости...
Если можешь, прости... (1984)

Yesli mozhesh, prosti... (6.00)
Stepan Kuzmich

Зима в Простоквашино
Зима в Простоквашино (1984)

Zima v Prostokvashino (8.40)
Matroskin the Cat (голос) (как O. Tabakov)

Potseluy
Potseluy (1983)
(5.50)
Brigade General

Где-то в губернском саду (Кое-что из губернской жизни)
Где-то в губернском саду (Кое-что из губернской жизни) (1983)

Gde-to v gubernskom sadu (Koe-chto iz gubernskoy zhizni) (0.00)
Old Gentleman

Али Баба и сорок разбойников
Али Баба и сорок разбойников (1983)

Ali Baba i sorok razboynikov (7.40)
Ali-Baba

Мэри Поппинс, до свидания
Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Meri Poppins, do svidaniya (7.70)
Miss Andrew

Оглянись!...
Оглянись!... (1983)

Oglyanis!... (6.00)
Yuri Nikolayevich

Esop
Esop (1982)
(7.40)
Ksanf

Печники
Печники (1982)

Pechniki (0.00)
War Commissar

Полёты во сне и наяву
Полёты во сне и наяву (1982)

Polyoty vo sne i nayavu (7.30)
Nikolai Pavlovich

Ёжик + Черепаха
Ёжик + Черепаха (1981)

Yozhik + Cherepakha (7.60)
(голос)

Незваный друг
Незваный друг (1981)

Nezvanyy drug (8.40)
Alexei Grekov

Вакансия
Вакансия (1981)

Vakansiya (5.30)
Yusov

Всё наоборот
Всё наоборот (1981)

Vsyo naoborot (4.80)
Papa

Москва слезам не верит
Москва слезам не верит (1980)

Moskva slezam ne verit (7.90)
Vladimir nicknamed Volodia - Katerina's lover

Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1980)

Neskolko dney iz zhizni I.I. Oblomova (7.50)
Ilya Ilyich Oblomov

Каникулы в Простоквашино
Каникулы в Простоквашино (1980)

Kanikuly v Prostokvashino (8.40)
Matroskin the Cat (голос) (как O. Tabakov)

Д'Артаньян и три мушкетёра
Д'Артаньян и три мушкетёра (сериал) (1979)

D'Artanyan i tri mushketyora (8.20)
 King Louis XIII

Ах, водевиль, водевиль...
Ах, водевиль, водевиль... (1979)

Akh, vodevil, vodevil... (5.90)
Akaki Ushitsa

Хористка
Хористка (1978)

Khoristka (0.00)
Kolpikov

Красавец-мужчина
Красавец-мужчина (1978)

Krasavets-muzhchina (6.60)
Apollon

Накануне премьеры
Накануне премьеры (1978)

Nakanune premiery (0.00)
Patov

Трое из Простоквашино
Трое из Простоквашино (1978)

Troe iz Prostokvashino (8.30)
Matroskin the Cat (голос) (как O. Tabakov)

Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1978)

Skaz pro to, kak tsar Pyotr arapa zhenil (7.00)
Yeguzhinskiy

Бирюк
Бирюк (1978)

Biryuk (6.90)
Bersenev

Transsibirskiy ekspress
Transsibirskiy ekspress (1977)
(6.70)
Fedotov (as O. Tabakov)

Бобик в гостях у Барбоса
Бобик в гостях у Барбоса (1977)

Bobik v gostyakh u Barbosa (8.30)
Barbos (голос)

Розыгрыш
Розыгрыш (1977)

Rozygrysh (7.30)
Komarovsky's father

12 стульев
12 стульев (сериал) (1977)

12 stulyev (8.50)
Alkhen (unknown episodes)

Открытая книга
Открытая книга (сериал) (1977)

Otkrytaya kniga (5.80)
Kramov

Из записок Лопахина
Из записок Лопахина (1977)

Iz zapisok Lopakhina (0.00)

Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

Neokonchennaya pyesa dlya mekhanicheskogo pianino (7.80)
Pavel Petrovich Shcherbuk

Volny chernogo morya
Volny chernogo morya (1976)
(0.00)

Каштанка
Каштанка (1975)

Kashtanka (6.80)

Меняю собаку на паровоз
Меняю собаку на паровоз (1975)

Menyayu sobaku na parovoz (0.00)
The Director

Марк Твен - против
Марк Твен - против (1975)

Mark Tven-protiv (0.00)
Mark Twain

Лев Гурыч Синичкин
Лев Гурыч Синичкин (1974)

Lev Gurych Sinichkin (8.10)
Borzikov

Шелленберг (8 episodes, 1973)

Дача
Дача (1973)

Dacha (5.80)
Yuri

Sazhka


Достояние республики
Достояние республики (1971)

Dostoyanie respubliki (7.30)
Макар

Пёс, сметана и труба
Пёс, сметана и труба (1970)

Pyos, smetana i truba (0.00)

Сердце России
Сердце России (1970)

Serdtse Rossii (0.00)
Usiyevich

Случай с Полыниным
Случай с Полыниным (1970)

Sluchay s Polyninym (7.10)
Viktor Balakirev

Тайна железной двери
Тайна железной двери (1970)

Tayna zheleznoy dveri (7.10)
Father

Гори, гори, моя звезда
Гори, гори, моя звезда (1969)

Gori, gori, moya zvezda (7.00)
Володя Икремас

Король-олень
Король-олень (1969)

Korol-olen (6.60)
Cigolotti

Штрихи к портрету
Штрихи к портрету (1967)

Shtrikhi k portretu (0.00)
Nikolai Bukharin

Война и мир 4: Пьер Безухов
Война и мир 4: Пьер Безухов (1967)

Voyna i mir IV: Pierre Bezukhov (7.90)
Nikolai Rostov

Война и мир 2: Наташа Ростова
Война и мир 2: Наташа Ростова (1966)

Voyna i mir II: Natasha Rostova (7.80)
Nikolai Rostov

Выстрел
Выстрел (1966)

Vystrel (7.40)
Belkin

Война и мир
Война и мир (1966)

Voyna i mir (7.80)
Nikolai Rostov

Строится мост
Строится мост (1965)

Stroitsya most (0.00)
Sergei Zajtsev

Война и мир 1: Андрей Болконский
Война и мир 1: Андрей Болконский (1965)

Voyna i mir I: Andrey Bolkonskiy (8.00)
Nikolai Rostov

Дорога к морю
Дорога к морю (1965)

Doroga k moryu (0.00)
Chemezov

Живые и мёртвые
Живые и мёртвые (1964)

Zhivye i myortvye (7.20)
Krutikov

Молодо-зелено
Молодо-зелено (1962)

Molodo-zeleno (2.70)
Nikolai Babushkin

Чистое небо
Чистое небо (1961)

Chistoe nebo (6.90)
Seryozhka (как O. Tabakov)

Испытательный срок
Испытательный срок (1960)

Ispytatelnyy srok (8.50)
Sasha Yegorov

Люди на мосту
Люди на мосту (1960)

Lyudi na mostu (0.00)
Viktor Bulygin

Шумный день
Шумный день (1960)

Shumnyy den (7.20)
Oleg

Накануне
Накануне (1959)

Nakanune (7.10)
Shubin

Дело Пёстрых
Дело Пёстрых (1958)

Delo Pyostrykh (5.80)
Igor Peresvetov

Тугой узел
Тугой узел (1956)

Sasha vstupayet v zhizn (6.40)
Sasha Komelev (как Oleg Tabakov student studio-school MKhAT)

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

Akademik Ivanov
Akademik Ivanov (0)
(0.00)
(голос)

(0)
(0.00)
KGB General Simagin

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)
KGB General Simagin

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)
KGB General Simagin

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)
KGB General Simagin

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)
KGB General Simagin

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
 Stanislav Menshutin

(0)
(0.00)
(голос)

(0)
(0.00)
Self - Guest

(0)
(0.00)
(голос)

(0)
(0.00)
 Self - Guest 1 episode, 2014

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
Self - Guest

(0)
(0.00)
Malvolio

Aleksandr Aduyev

(0)
(0.00)
Ivan Tsvetaev

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

(0)
(0.00)
 Self - Guest 3 episodes, 2012-2015

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

Gunan-bator
Gunan-bator (0)
(0.00)
(голос)

(0)
(0.00)
unknown episodes

(0)
(0.00)
Pan Artemenko

Играл себя [ скрыть ]


Exporting Raymond
Exporting Raymond (2010)
(0.00)


Любопытно

Олег Табаков был человеком удивительного масштаба. Он из тех неутомимых актеров, кто стоял за созданием того самого советского кино, по которому ностальгируют, которое цитируют и ставят в пример нынешним режиссерам. При этом Табаков был с головы до пят предан театру. Играл в нем, руководил и вывел на сцену целую плеяду актеров, вставших в авангарде современной российской киноиндустрии — Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова. Его детище последних лет — театр своего имени, который начинался с небольшого московского подвала и вырос до одного из лучших в столице. У него вполне официальное, канцелярское название, но все его ласково величают «Табакеркой».

У Табакова так было все — по большой любви. И в театре, и в кино. Потому, когда начинаешь вспоминать самые яркие его образы, трудно остановиться. Шутка ли, 120 фильмов. Это и киноэксперименты Киры Муратовой, которая трижды приглашала Табакова в свои картины, и роли в советских хитах, таких как «Москва слезам не верит», и эпизоды в современных комедиях, которые спасены были от полного краха, пожалуй, одним его появлением.

Мы попробовали собрать десять самых народных ролей мэтра.

«Шумный день» (1960), Олег Савин




Один день из жизни большого московского семейства. Герой Олега Табакова — младший из сыновей. На момент съемок актеру было 25 лет, что не помешало ему органично вжиться в образ 15-летнего максималиста Олежека. Он уверенно сыграл юношу, который еще стоит в детстве, но уже размашисто шагает во взрослую жизнь, по дороге силясь изменить своих родственников, которые кажутся ему мещанами. Определение, которое в советском кино было в высшей степени оскорбительным, как мы помним по «Гаражу».

К тому моменту, когда начались съемки картины, Олег Табаков более 60 раз сыграл этого персонажа на сцене «Современника», где с большим успехом шел спектакль «В поисках радости», положенный в основу фильма. Табаков успел не только придумать своему герою мимику и жесты, но и обкатать их на публике. Роль в картине давалась ему легко еще и потому, что в экранизацию перекочевали и другие занятые в пьесе актеры.

После первого прогона перед худсоветом картину решили отправить на доработку. Слишком шумной вышла семейка Савиных. Они ругались, выбрасывали рыбок из окна, да и сам их быт вышел каким-то неприбранным — будто жили герои не в ладном Советском Союзе, а среди веревок с мокрым бельем где-то на улицах Неаполя. Екатерину Фурцеву, легендарного министра культуры, беспокоил имидж советского человека за границей, и получившаяся картина, по ее мнению, не красила его. Но у фильма неожиданно нашелся высокопоставленный заступник из ЦК партии, и «Шумный день» вышел в прокат почти без цензуры. На одном все-таки Железная леди настояла, и вместо хлесткого слова «дуры», звучавшего из уст героя Олега Табакова, появилось известное: «Все Фиры и Веры глупы без меры!». Это был не первый игровой фильм Табакова, но публике актер полюбился именно после этой роли — взъерошенного, как воробушек, пластичного и улыбчивого парнишки.

«Гори, гори моя звезда» (1969), Владимир Искремас




Режиссер-самоучка Владимир Искремас — еще одна роль Табакова, где он буквально искрит, вторя своему революционному псевдониму. Он здесь вновь идеалист, будто сильно подросший Олег Савин, который не в мечтах, а уже на деле пытается перекроить настоящее и замахивается на будущее. Этой роли у актера могло не быть, если бы цензура одобрила кандидатуру Ролана Быкова. Именно на него поначалу делал ставку режиссер Александр Митта и даже отснял с ним несколько эпизодов. Но Быкова «зарубили». Рассказывали, что персонаж у него вышел слишком мрачным и походил на преступно расстрелянного Мейерхольда, так что Митта пригласил на роль Искремаса Олега Табакова.

По замыслу режиссера, в фильме было три главных героя. Табаков должен был отвечать за молодое рвение, Олег Ефремов — за вдумчивое созидание, а Леонов — изобразить этакого подлизу, который сумеет выжить при любых режимах. Но во время съемок Табаков вырвался вперед, сделав своего персонажа центральным. В итоге сценарий пришлось переписывать, и его Искремасу подарили геройскую смерть. Самого персонажа, как и весь фильм, толковали много и по-разному, пытались дать даже политическую оценку. Но если отбросить декорации Гражданской войны, то это фильм об искусстве, об одержимости идеей и ее воплощением, о том, насколько неуютно творцу жить среди людей. И лишь спустя десятилетия Александр Митта обмолвился, что история об Искремасе — своего рода фантазия на тему судьбы Марка Шагала, если бы художник не эмигрировал.

«Семнадцать мгновений весны» (1973), Вальтер Шелленберг




Роль шефа немецкой политической разведки прибавила Олегу Табакову популярности. Он получил то, к чему стремились многие актеры театра и кино. И дело было не только в народном признании и актерском желании нравиться, а в элементарной безопасности, защите от косых взглядов власти. А это уже граничило со свободой в творчестве, что для Табакова, как человека театра, всегда было важно. Между тем сыграть ему предстояло нечто революционное, то, чего в советском кинематографе еще не было, — врага, но врага неоднозначного, коварного и умного.

До творения Татьяны Лиозновой немец повсеместно был дурак, а временами еще и трус. Так складывался весьма сомнительный миф о том, кого же русские победили. Именно этот новый взгляд и привлек Табакова. Он писал в автобиографии: «Мой отец, здоровый, умный, красивый, перворазрядник по лыжам, шахматам, теннису, все никак не мог победить этих дураков. Что-то здесь было не так. Татьяна Лиознова решила поднять уровень немцев и тем самым подняла значимость народного подвига. Мы воевали с нелюдями, но с мозгами у них все было в порядке».

После показа для партийцев к Табакову подошел сам Андропов, и стал горячо шептать на ухо, что так играть безнравственно. Несмотря на кулуарный шепот, картина все-таки вышла, а что стало дальше, известно всем. Примечательно, что Шелленберг получил неожиданный отклик: Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Вальтера, где она рассыпалась в комплиментах и благодарила за созданный им образ ее «доброго дяди». Здесь можно отметить, что Табаков был намного симпатичнее своего прототипа, так что некоторым образом польстил его семейству.

«12 стульев» (1976), Альхен




Завхоз 2-го дома Старсобеса Альхен — одна из лучших комических ролей Табакова. Его попадание в роль было настолько точным, что цитировало созданного Ильфом и Петровым героя до последней буквы в книге. Он так убедительно стыдился и конфузился, когда крал, что его щеки будто и правда горели румянцем смущения. Марк Захаров собрал в своей экранизации команду уникальную — театральный и киноцветник, и затеряться в нем было несложно. Но это не про Табакова. Актер сумел и в отведенном десятиминутном эпизоде сыграть так, что запомнился столь же внятно, как и главные персонажи.

«Д'Артаньян и три мушкетера» (1979), Людовик XIII




Если говорить по совести, то Олег Табаков мало напоминает французских монархов. Однако и здесь он сумел найти нужную тональность. И вышел монарх в меру избалованный, надменный, но нрава веселого. Прототип тоже не отличался монаршей строгостью, особенно в книге достопочтенного Дюма-отца. В ней он представлен как король, мало участвовавший в политической жизни страны и отдавший на откуп это право амбициозному Ришелье. Сколько ни бились историки, чтобы реабилитировать Людовика Справедливого, мол, и на лошадях он скакал, и в битвах наравне с солдатами участвовал, но писательское слово оказалось долговечнее. И образ короля так и остался в памяти потомков с налетом художественного вымысла. Его-то и решил показать режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

На встречу с ним Табаков прибыл с готовым решением роли. Он хотел сыграть сатиру — острую и наболевшую. Этакого короля-глупца с завышенным самомнением. Но у Юнгвальда-Хилькевича были свои планы. Ему хотелось показать Людовика XIII человеком, оказавшимся не на своем месте. Король любил балет и оперу, сочинял религиозные гимны и сам участвовал в театральных постановках. Душа его пела, а на деле он должен был руководить нацией. И, конечно, фигура Ришелье, человека одержимого всевластием, пришлась королю как нельзя кстати и позволила приятно проводить время на троне. При этом режиссер опасался, что Табаков, который к тому моменту уже был весомой театральной фигурой, начнет настаивать на своем. Но тот удивил Юнгвальда-Хилькевича своим согласием. Табаков всегда уважал чужой замысел, творческие идеи и порывы. И, конечно, изобразил французского монарха, даже не имея внешнего сходства, с удивительной точностью.

«Трое из Простоквашино» (1978–1984), кот Матроскин




Не роль как таковая, но бесспорно народное озвучание рисованного персонажа из детских рассказов Эдуарда Успенского. Даже те, кто не сильно разбирается в советском кино, в курсе, кто озвучил того самого кота. Это животное со своими философскими тезисами про бутерброд стало одним из самых известных персонажей отечественной мультипликации. И даже на жизнь самого Табакова Матроскин наложил свою лапу: долгие годы после работы над мультсериалом мэтра одаривали подарками с изображением полосатого героя. Голос с кошачьими нотами — еще одной визитная карточкой актера, наравне с улыбкой и хитрым прищуром. Им говорят герои многих аудиосказок, коих актер озвучил достаточно. А когда до нас дошел заокеанский фильм про кота Гарфилда, сразу стало ясно, кто именно будет «мяукать» за этого рыжего проныру.





Это был второй фильм Никиты Михалкова, где снялся Олег Табаков. Первый, «Неоконченная пьеса для механического пианино», породил дружбу: они одинаково смотрели на кино, людей, талант, который признавали в своих коллегах. Табаков позже негодовал, что «Неоконченную пьесу» никак не отметили, и списывал это на каверзы против Михалкова, успехи которого долгое время не хотели признавать. Правда, и экранизация романа Ивана Гончарова не вызвала восторгов у критиков. Признанной одной из лучших в творчестве актера эта роль стала много позже.

Съемки проходили легко и весело, было много находок. Например, эпизод, где Захар в сердцах от собственной неуклюжести бьет семейный фарфор барина. Табаков писал, что работа над картиной была сродни джазовой импровизации, когда один актер вдохновляет другого. Такими партнерами для него стали Андрей Попов и Юрий Богатырев. Любопытно, что ленту оценили в Штатах, куда съемочная команда поехала по приглашению двух американцев, которые были влюблены в русскую культуру и выкупали к показу кинокартины из-за «железного занавеса», чтобы показывать в своем кинотеатре. С той поездки у Табакова осталась фотография, где они с Михалковым вышагивают на фоне неоновой вывески кинотеатра, а за их спинами виднеется надпись: «Best Picture. Oblomov».

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983), мисс Юфимия Эндрю




Кто читал оригинал, тот прекрасно помнит, что мисс Юфимия хоть и была персонажем невероятно зловредным, но присутствовала в книге Памелы Трэверс незначительно. И быстро исчезла из повествования, оставив лишь небольшую точку в небе, когда ее уносил ручной жаворонок. Советские кинематографисты перекроили знаменитую сказку писательницы на свой лад, создав разухабистый мюзикл с карикатурными персонажами. И главным украшением, помимо Натальи Андрейченко, которая отвечала в фильме за эстетику, стал неподражаемый Олег Табаков.

Мисс Эндрю вышла у него намеренно грубоватой, не женственной. Табаков воплотил ее по канонам театра: мужчина-актер, преобразившись в даму, должен быть комично узнаваем. Так и мисс Эндрю, как только ее голова в шляпке появилась из припаркованного такси, была сразу дискредитирована. Режиссер хотел смягчить канонический образ, сделать его менее пугающим для детей. Как итог, мисс Эндрю хоть и вышла местами чересчур строгой, но не потеряла обаяния и даже приобрела некую игривость. Впрочем, эту свою роль Табаков оценивал скромно, отдав пальму первенства за перевоплощение в женщину своему коллеге по актерскому цеху — Александру Калягину.

«После дождичка в четверг» (1986), Кащей Бессмертный




Одна из последних по-настоящему качественных отечественных киносказок, созданная с оглядкой на наследие Александра Роу. Правда, Кащей Бессмертный в этой картине сильно отличается от классического образа, многократно сыгранного Георгием Милляром. Табаков явил детям вместо тщедушного Кащея, который в любой русской сказке еле ноги волочит, да костями гремит, обновленного злодея: с выбеленными волосами, одеждой космических цветов и карикатурно наметившимся животом. Новое прочтение персонажа понравилось зрителям. Более того, несмотря на главных героев в исполнении хороших актеров, Табаков полностью перетянул на себя даже не одеяло, а в случае с этой сказкой — ковер-самолет. Кащей — то единственное, что точно запомнится после просмотра. И спустя годы именно он станет той зацепкой, которая вытянет, как одна петля распустит целый свитер, из памяти этот фильм. Олег Табаков был находкой для детских кинолент. Он органично, по-свойски, вписывался в любые сказочные роли, а его упитанный и хитроумный Кащей, если смотреть на него сегодня, немного походит на стратега избирательной кампании.

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987), Гарри МакКью




Табаков был хронически занят в театре — репетиции, режиссура. И на длительный съемочный вояж в комедийном вестерне Аллы Суриковой пойти не мог. А потому снимали его отдельно от партнеров. Но ни один зритель об этом не догадается. И в этом заслуга оператора, режиссера и, конечно, самого Табакова, который даже на расстоянии смог взаимодействовать со своими партнерами так, будто находился в одном игровом пространстве. Своего героя, по сути отрицательного, алчного и способного на подлость, он по привычке делает много глубже и приятнее глазу. Примечательна эта картина еще и тем, что в ней в маленькой роли снялся сын Табакова.

В автобиографии Олега Табакова, которая насчитывает без малого пятьсот страниц, про роли в кино говорится скупо и вскользь. Нет-нет да и звучит мысль, что не довелось ему много сыграть. Но когда кинематографу все-таки удавалось завладеть вниманием и временем вечно кипучего Табакова, оторвать его от театральных подмостков, которые полностью им владели, то рождались образы запоминающиеся зрителями и образцово-показательные для следующего поколения лицедеев. Табаков был уверен, что нет маленьких ролей, а есть культура их исполнения. И чтобы сыграть роль небольшую внятно, чтобы она оставила след в киноискусстве, нужен не просто талант, а талант сверх меры, ярчайший и самобытный. У самого Олега Табакова он, бесспорно, был именно таким.

Telegram-канал

Топ 250
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
156
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
162
Прислуга
The Help (8.00)
163
Шрэк
Shrek (8.00)
164
Красавица и чудовище
Beauty and the Beast (8.00)
весь топ
28.01.2022
Юрий Никулин возглавил рейтинг самых узнаваемых советских актеров

Советский Союз распался три десятилетия назад, но зрители продолжают помнить и любить актеров того поколения. Об этом свидетельствуют итоги любопытного киноопроса, проведенного каналом «Мосфильм. Золотая коллекция». Телесеть представила рейтинг самых узнаваемых звезд советского кино. Участникам опроса показывали фотографии и просили назвать имена изображенных на них актеров. Самым ярким оказалось наследие Юрия Никулина: легенду цирка и большого кино не смогли вспомнить лишь 3% опрошенных. Совсем чуть-чуть от Юрия Владимировича отстал Андрей Миронов, которого узнали 96% респондентов. На третьей строчке расположился Георгий Вицин. В десятку самых узнаваемых актеров советского кино вошли: 1. Юрий Никулин — 97% 2. Андрей Миронов — 96% 3. Георгий Вицин — 94% 4. Николай Караченцов — 93% 5. Александр Абдулов — 92,5% 6. Евгений Леонов — 92% 7. Олег Табаков — 90% 8. Анатолий Папанов — 87% 9. Евгений Моргунов — 86% 10. Андрей Мягков — 85% А каких советских актеров добавили бы в этот список вы, дорогие читатели LostFilm.INFO?..... подробнее
17.08.2020
Словами автора… К юбилею Олега Табакова

Сегодня народному артисту СССР, режиссеру, педагогу, общественному деятелю исполнилось бы 85 лет. Десятки ролей в театре, сотни — в кино, озвученные герои любимых мультфильмов, поставленные спектакли, «построенные» театры, написанные книги — Олег Табаков является признанной величиной в отечественной культуре. Об артисте наберется не одна сотня публикаций, а многочисленные ретроспективы творчества и биографические статьи выходят и по сей день. Сегодня хочется не пускаться в обязательные перечисления ролей и наград, а поделиться воспоминаниями самого Олега Павловича. Как же родился гений Табакова? О корнях… «Однажды кто-то из критиков окрестил меня «воплощением русского характера», хотя на самом деле во мне слились и мирно сосуществуют четыре крови: русская и мордовская — по отцу, польская и украинская — по матери. Весь мой природный сантимент, чувствительность и некоторая плаксивость – оттуда, из украинских песен маминой мамы, бабы Оли: «сонцэ нызенько, вечир блызенько»… Наряду с тем, что я узнавал родной язык и взрослые обучали меня квалификации происходящего в жизни по-русски, я имел всему этому довольно мощную альтернативу в метафорической ласковости украинского языка. В то же время, при некоторой эмоциональной невоздержанности, я, если выражаться по-польски, человек «гжечный» – вежливый. Знаете, как ведут себя польские паны? Этакое постоянное подчеркнутое соблюдение политеса, формальное выражение условностей поведения. Нечто сродни американской улыбке. Боже упаси, никогда не считал себя сильно воспитанным или галантным, но даже при полном неприятии человека всегда, хотя бы формально, сохраняю некие элементы любезной «гжечности». О русских чертах в себе умолчу. Как-то не хочется рассуждать о «национальной гордости великороссов». Хотя, когда речь заходит хотя бы о таких моих значимых ролях, как Балалайкин, Адуев, Обломов, этого никак не избежать. Ну русский я…» О родителях… «Мама. Мама была человеком сложным, и, как пишет Щедрин в «Современной идиллии», «извилистой судьбы». Естественной потребностью ее души было грузинское правило: «Отдал — богаче стал». Ее сущность всегда была «помогательная». Когда судьба намеревалась дать мне очередной пинок, у меня все время было ощущение, что она подставляет под удар свою руку. Меня всегда согревало ощущение этой ее готовности защитить, уберечь, оберечь. Защищенность маминой любовью — тот мощнейший фактор, который выполняет свою охранительную функцию уже очень долго — с того момента, как я себя помню. Лет с четырех. Скандал, выяснения, слезы и крик, как реакция на мои детские проделки и грехи, не действовали на меня так, как то, что ко мне в этот момент подходила мама и гладила по голове. Вот тут уже я начинал плакать. В маме было сильно развито желание успокоить душу. Она совершенно не умела держать зла на кого-то или на что-то. Это от нее усвоил и я. Отец и по сей день остается одной из самых значимых человеческих фигур в моей жизни. Деловые свойства — работоспособность, организованность, умение многое держать в голове и очень редко ошибаться, конечно, унаследованы мною от него. Отец был, по сути дела, русским интеллигентом в первом поколении. Что-то чеховское было в основе его жизненной философии, его нравственности. Ирония как душевная потребность, самоирония как броня и защита от внешнего мира, а с другой стороны, как чрезвычайно продуктивный творческий метод — все подвергать сомнению.» О детстве… «Я появился на свет желанным ребенком. Родители в те поры были очень счастливы… Мальчик-паинька. Мама одевала меня в бархатный костюмчик с белой бабочкой. Детского бунтарства за мной не водилось. Должен признаться, что почти все мои детские воспоминания по большей части гастрономического характера. Обжорой и сластеной я был жутким. Однажды отец, приходивший домой очень поздно, вывалил из своего черного институтского портфеля с двумя пряжками огромный ворох леденцов. И для того, чтобы мы активнее их поглощали, налил в блюдечко воды, куда петушки опускались, а затем усердно облизывались. Очевидно, собственной слюны для должной интенсивности процесса не хватало. Все безоблачные радости кончились в июне 41-го. Началась совсем иная жизнь.» О войне… «Многое, многое мне дала война. Не зря Рощин написал: «Будь проклята война, наш звездный час», имея в виду, что библейское выражение «человек человеку брат» в наибольшей степени приближения было реализовано между людьми в этот отрезок времени. В конце 1942 года мама заболела брюшным тифом. Комнату с помощью немудреной перегородки поделили на две части — «детскую», где обитали мы с сестрой, и «большую», куда поместили маму. Даже выкарабкавшись из инфекции, из-за истощения мама долго не могла встать на ноги, потому что каждый появляющийся в доме съестной кусочек она совала мне или Мирре. Помню, как приходила мать тети Шуры — баба Катя, приносила в кастрюльке бульон, сваренный из четверти курицы, скармливала его маме, сидела рядом, наблюдая, чтобы мама съела все сама и не отдала бы этот кусочек курицы мне. Все ценные вещи — и золотые бабушкины червонцы, и библиотека — были проданы. Осталось лишь несколько книг, но среди них были очень важные: «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, книга Эль Регистана, соавтора Сергея Владимировича Михалкова по гимну, которая называлась «Стальной коготь» — про беркутов, которых наши высокогорные среднеазиатские братья использовали на охоте, жизнеописания Суворова, Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Нахимова, Корнилова, Синявина, Макарова — марксовские, дореволюционные, очень красочные издания. Читать я научился года в четыре. А за войну выучил эти книжки наизусть.» О школе… «В школе учиться было совершенно не трудно. За пятерками не гнался, скорее самообразовывался. Без какой-либо системы. Общего развития хватало на среднюю оценку. К тому же, представляя школу на всяческих смотрах самодеятельности, был полезен начальству. Никакой общественной — пионерской, комсомольской — работой не занимался, поскольку был слишком для этого честолюбив. Искал иной, более громкой славы.» О Пушкине… «Не буду, конечно, оригинальным, если скажу, что с детства любил Пушкина, «солнце русской поэзии». Только любовь к Александру Сергеевичу пришла не по официальным каналам, не через сказки или любовную лирику. Меня завораживали его «запретные» письма. В доме почему-то было сразу два полных собрания, и я довольно рано добрался до писем. Помню письмо Соболевскому: «Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощью божией я на днях…» Вот что потрясало! Пушкин входил в число моих подростковых тайн.» О любви… «Высочайшая планка в отношениях с прекрасным полом, взятая в юности, не давала мне опускаться ниже на протяжении всей жизни. Я никогда не мог заниматься любовью, как это иногда делают некоторые — «а вот поехали сегодня туда-то»… Один очень активный мой коллега не раз предлагал мне: «Давай рванем в малинник!». Не-ет. Не интересно мне это. Любовь всегда должна быть «с черемухой», как говорил мой папа. Если Господь или судьба одаривали меня чувством, так оно развивалось по всем законам влюбленности и всего ей сопутствующего. Я благодарен жизни за то, что график моих влюбленностей всегда был плотен, насыщен и регулярен. Почти как движение подмосковных электричек. В человеческих отношениях заложена такая трудная механика! Жаль, что к чувствам, к эмоциональной биографии жизни человека чаще всего подходят с арифмометром, с такими готовыми формулами: измена, адюльтер, любовь до гроба. Насколько все сложнее! И мучительнее.» О пути в профессию… «Жажда публичности проснулась во мне довольно рано. Лет в одиннадцать, помню, открывал окно своей комнаты на втором этаже (тогда наш дом был двухэтажным, позже его достроили третьим этажом) и собирал народ со всего двора. На ниточке спускал им какие-то игрушки, подарки, пустяки всякие. И указывал: «Это — вот тебе. А это — тебе!» Для чего это делалось? Не аттракцион же это невиданной щедрости?! Думаю, хотел собрать какую-никакую, а аудиторию. Они по полчаса, по часу ждали, когда что-нибудь спустится. Это был народ, над которым я властвовал, чье внимание приковывал.» О перышке по сердцу… «Мне с самых ранних лет было знакомо ощущение «в зобу дыханье сперло». Когда выступают слезы от избытка чувств. Я ревел, когда Лемешев пел: «Скажите, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтая…» От экзальтации чувств. Кто-то скажет: это — сентиментальность. Мне кажется иначе. Это — растревоженность рано проснувшейся эмоциональной натуры. Как будто кто-то перышком по сердцу скребет нежно-нежно, а ты его подставляешь, подставляешь… А потом уже сам бежишь за этим самым перышком. Не можешь без этого жить. Для меня, как для профессионала, такое засасывающее удовольствие — сцена.» *На основе автобиографической прозы «Моя настоящая жизнь» О. П. Табакова.... подробнее
19.08.2019
Неутраченная актуальность: картине «Гори, гори, моя звезда» — 50

Сегодня свой полувековой юбилей отмечает фильм «Гори, гори, моя звезда» режиссера Александра Митты, трагикомическая история по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида с блистательными актерами: Олегом Табаковым, Еленой Прокловой, Олегом Ефремовым, Евгением Леоновым, Нонной Мордюковой и Леонидом Куравлевым. Александр Митта — одно из ярчайших имен отечественного кинематографа. Актер, режиссер, сценарист, талантливый литератор, один из звездных выпускников курса Михаила Ромма во ВГИКе, однокашник Шукшина и Тарковского. Все его фильмы не похожи ни друг на друга, ни на то, что снимали другие режиссеры. «Иначе у меня работа не шла. Если я видел, что передо мной кто-то снял похожее, было ощущение, что ешь еду, которую однажды уже съели. Мне интересно новое», — делился в одном из интервью Митта. Такой новаторской стала и лента «Гори, гори, моя звезда», аналогов которой в нашем кино, пожалуй, нет. «Ваш городок — это пустыня, жаждущая дождя. И мой спектакль будет таким дождем» Россия времен гражданской войны. На фоне красно-бело-зеленых цветов меняющейся власти в небольшом городке Крапивницы случайно оказывается театральный режиссер по имени Владимир Искремас («Искусство — революционным массам»). Энтузиаст, свято верящий в силу искусства, решает поставить для местной публики спектакль. Пытаясь заинтересовать провинциального обывателя шекспировским «Юлием Цезарем», режиссер не выдерживает конкуренции с незатейливым развлекательным синематографом. Тогда он решает воплотить для жителей города более злободневную историю — «мистерию» о Жанне Д’Арк. Искремас находит главную героиню в прибившейся к нему юной девушке Крысе, а художника-постановщика — в местном молчаливом маляре Федоре. Помогает ему и конкурент-кинопрокатчик, хозяин местного иллюзиона Пашка. Только процесс создания спектакля обернется для Искремаса варьированием между переменчивой властью, творческими идеалами и собственной совестью. Должны ли все-таки молчать музы, когда пушки говорят? «Господин артист, суньте свои убеждения за пазуху и приступайте делать спектакль» В своих «Стереотипах драматургии» Александр Митта писал: «Я придумал принципиально конструктивистскую, как мне казалось, картину. Сценарий о демонах, раздирающих душу молодого художника. Тема была определена так: показать молодого художника, вступающего в жизнь. Что ему противостоит? С чем он борется?». В главной роли режиссер видел Ролана Быкова, но и тут история внесла свои коррективы: ввод войск в Чехословакию, дополнительная проверка всех кинокартин. В образе Быкова слишком очевидно читалась трагедия таланта, подавляемого бездарной властью. Тема «реквиема по Мейерхольду» (театральный режиссер был расстрелян за антисоветскую деятельность, посмертно реабилитирован в 1956 году) вытесняла остальные задумки режиссера. Митта хотел рассказать и о счастье быть творцом, о важной силе искусства — быть приютом для души даже в самые непростые времена. «Кто мог это выразить? Миронов? Табаков? Табаков всегда был любимцем начальников. У него есть потрясающее чувство баланса. Он мчится к пропасти и за миллиметр от края застывает и грациозно разворачивается. Талант! Великий Интуит! Табаков — шанс. Он пронесет в сквозном действии все, ради чего мы делаем этот фильм», — будет вспоминать после Александр Митта. — Скажи, он по-твоему кто? — Придурок! — Глупая, он красивой души человек, а ты этого не видишь. Тебя просто никто не учил смотреть. В Крапивницах Володя Искремас знакомится с чудаковатым маляром Федором, в котором видит большого художника — «нас с тобой, Пашка, люди будут вспоминать только потому, что мы жили в одно время с этим человеком». В картине Федор не произнесет ни слова, но его образ станет воплощением идеалов русской интеллигенции и ее трагической судьбы. На эту роль был утвержден Юрий Никулин, но ему снова помешал его гастрольный цирковой график, так в картину пришел Олег Ефремов. Искусствовед Елена Горфункель напишет об этой роли Олега Николаевича: «Образ, который создал Ефремов, раскрывает одну из главных мыслей фильма — талант человека неотделим от нравственности. В немом деревенском художнике Федоре горит вечный огонь творчества, и это определяет его жизненный выбор. В Ефремове-Федоре есть что-то аскетически строгое, духовно возвышенное, народное по сути». «Пашка, милый, нас с Федей движут по жизни высокие идеи, а тебя — твои кривые ножки…» Пашка в исполнении Евгения Леонова тоже человек искусства, но его герой противопоставлен и Искремасу, и Федору. Искусство для него не процесс творчества, не способ донести высокие идеи и принципы, а возможность заработать и выжить. Он легко улавливает настроение и запросы публики, поэтому успешен и востребован. Он удобен любому режиму и подстраивается под любую власть, поэтому, в отличие от Искремаса и Федора, он в безопасности. В этом противопоставлении героев мы видим не только конфликт власти и художника, но и — массового и высокого искусства, развлекательного и созидательного творчества. Леонов, безусловно, внес в этот конфликт свой колорит. Его Пашка получился мил и наивен, он выживает как может, как умеет. И зритель к нему снисходителен, зритель прощает этого персонажа за его «леоновскую» доброту. «Ты хуже его! Он, тупая скотина, идет туда, куда его посылают. А ты — интеллигентный негодяй, самый страшный, что есть на свете!» Когда отснятую картину показывали в Госкино, один из важных чинов негодовал: «Что мне прикажете — смеяться или плакать?! Что значит трагикомедия? Нет такого жанра!». Однако у Митты получилось именно так — смешные, лиричные мазки на трагичном историческом полотне. Темы братоубийственной войны, искусства, взятого на вооружение власти, людей, продающих себя и свои души — и все это в исполнении целой плеяды любимых артистов. Александр Митта запечатлел на экране в образе белых офицеров великих режиссеров: Владимира Наумова, Марлена Хуциева, Константина Воинова. Их второстепенные роли настолько врезаются в память, что вся очевидность исторических событий, показанных Миттой, становится фарсом. Картина, конечно, подверглась жесткой цензуре. Было порезано много эпизодов, запрещено первоначальное название «Комедия об Искремасе» (удивительно, что утвердили новое — строчки из белогвардейского романса), в итоге фильм выпустили без премьеры и только в периферийных кинотеатрах. Картина получила запрет на участие во всех международных фестивалях, но в Европу все же попала через ГДР. Так она нашла своего зрителя и у нас, и на Западе, навсегда став гимном настоящему искусству в жестких тисках политической системы. Актуально, не правда ли?... подробнее