Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Михаил Пуговкин

Mikhail Pugovkin
Михаил Пуговкин
Профессии: Актёр
Пол: Мужской
Родился: 13 июля 1923, Рак (100 лет назад)
Умер:: 25 июля 2008 (85 лет)
Последний фильм: 2001
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

23.10.2020 19:43

Первая неудача Гайдая? Комедии «Не может быть!» — 45

С юбилеями почти как с похоронами — о виновнике события либо хорошо, либо никак. Картине «Не может быть!» сегодня исполняется 45 лет, но назвать ее кинематографической удачей режиссера в полной мере, увы, не получается. Фильм стал тем рубежом в творчестве Гайдая, после которого уже все откровенно пошло под откос. Но что случилось с великим комедиографом? И в чем вина Михаила Зощенко?

К съемкам фильма «Не может быть!» Гайдай подошел уже маститым режиссером. Позади остались шестидесятые и такие успешные картины, как «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и другие. Эксцентрика Гайдая была созвучна настроениям эпохи «оттепели», впрочем, она и сама стала ее неотъемлемой частью. Игра с формой, движением, эмоциями — в этом режиссеру не было равных. Никаких замысловатых характеров и сложных диалогов.
Читать полностью
Поделиться:

23.07.2020 21:17

«Коллективный антидепрессант без побочных эффектов». «Операции Ы…» — 55!

23 июля 1965 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Кинолента, состоящая из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы», имела в свое время невероятный успех: ее посмотрели более 65 миллионов зрителей. Но мы продолжаем смеяться над ней и спустя более полувека, в чем же секрет?

Леонид Гайдай был, пожалуй, самым эксцентричным советским комедиографом. Главным десятилетием его творчества стали 60-е. В это время весь мировой кинематограф пытался реанимировать старую комедийную эстетику, вернуть идеалы «Золотого века комедии». Венецианская публика рукоплескала вернувшемуся Бастеру Китону, зрители наслаждались «Этим безумным, безумным, безумным, безумным миром» Стэнли Крамера. Однако дальше единичных успехов дело не продвинулось. В Советском Союзе же, наоборот, это стало масштабным явлением. А все потому, что комедийный талант Гайдая нашел свою благодатную почву — настроения эпохи «оттепели».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.33

Все | Актёр | Главные роли

Биография

одился 13 июля 1923 года в селе Рамешки (ныне Чухломский район, Костромская область), Костромская губерния, РСФСР, СССР. Семья жила бедно, и будущий артист с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда. Актёрский талант проявился на деревенсках свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и полечку. В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил устроился на работу на тормозной завод электромонтером, а после смены занимался в Клубе имени Каляева в драматическом кружке. Художественным руководителем клуба был народный артистом РСФСР А.П. Шагов, который распознал в нём природный артистический дар, и поручил главную роль в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». В этой роли Михаила увидел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М. Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил его в «настоящий» театр. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров, он много и упорно работал. В 1941 году Михаил Пуговкин получил приглашение на первую роль в кино. Известный режиссёр Г.А. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был ответ: могу. «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», — сказал Рошаль. Съёмки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушёл вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком, в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошёл навстречу. После длительного лечения вернулся в Москву и пришёл в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссёром был народный артист РСФСР Н.М. Горчаков (ныне Театр имени Вл. Маяковского). Заведующим музыкальной части был Константин Симонов, ведущими артистами — Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный. В 1943 году поступил в только что открывшуюся Школу-студию В.И. Немировича-Данченко во главе с режиссёром МХАТа В.Г. Сахновским, на курс И.М. Москвина. Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской "Ночи": "Мой голос для тебя и ласковый и томный..." Сокурсниками Михаила Пуговкина были Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева. Во время учёбы продолжал сниматься в кино. В 1943 году — небольшая роль солдата Феди в фильме Владимира Петрова «Фельдмаршал Кутузов», затем в фильме Исидора Анненского «Свадьба» по А.П. Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа. В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись. В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года (вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года). После окончания Школы-студии МХАТа Михаил Пуговкин едет работать на Север. В Мурманском театре Северного флота сыграл Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино. После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра. Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.И. Пуговкин снялся в 57 фильмах. С Леонидом Гайдаем Михаил Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. В 1965 году Михаилу Ивановичу Пуговкину присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссёра главную роль в картине «Шельменко-денщик». В 1977 году М.И. Пуговкину присваивают звание Народного артиста РСФСР, а 20 сентября 1988 года — Народного артиста СССР. После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах. В 1991 году после смерти супруги Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актёра Юрия Медведева — Ириной Константиновной. В августе 1995 года в гостинице «Ялта» кинорежиссёр и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвящённый Михаилу Пуговкину. В 1999 году Михаил Иванович вернулся Москву. Столичные власти благодаря хлопотам А.Г. Абдулова подарили ему двухкомнатную квартиру в Глинищевском переулке. Чуть позже переселились в новостройку в Сокольниках. В 1997 году в честь него названа одна из малых планет. В городе Харькове на железнодорожном Южном Вокзале поставлен памятник Михаилу Пуговкину в роли отца Фёдора из "12 стульев". Последней ролью в кино Михаила Пуговкина стала роль дедушки одного из студентов в фильме "Бриллианты для Джульетты". О жизни и творчестве выдающегося актёра создан документальный фильм "Михаил Пуговкин. Житие мое" (2008). Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года от инсульта в своём доме на улице Короленко в Москве. Похоронен выдающийся актёр 29 июля на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 25. 1 мая 2009 года на Ваганьковском кладбище актёру установлен памятник.

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актёр [ скрыть ]


Бременские музыканты & Co
Бременские музыканты & Co (2001)

Bremenskie muzykanty (4.90)
King

Старые песни о главном 3
Старые песни о главном 3 (1998)

Starye pesni o glavnom 3 (3.80)
Yakin

Господа артисты
Господа артисты (1994)

Gospoda artisty (0.00)
Official

Выстрел в гробу
Выстрел в гробу (1992)

Vystrel v grobu (3.90)

Болотная стрит, или средство против секса
Болотная стрит, или средство против секса (1991)

Bolotnaya strit, ili sredstvo protiv seksa (2.60)

Артистка из Грибова
Артистка из Грибова (1988)

Artistka iz Gribova (3.80)

Les
Les (1987)
(8.50)

Цирк приехал
Цирк приехал (1987)

Tsirk priekhal (0.00)
Borkas Stepfather

Визит к Минотавру
Визит к Минотавру (1987)

Vizit k Minotavru (7.20)
Stepan Andreevich Melnik

На златом крыльце сидели
На златом крыльце сидели (1986)

Na zlatom kryltse sideli (6.60)

Зловредное воскресенье
Зловредное воскресенье (1986)

Zlovrednoye voskresenye (0.00)

Человек с аккордеоном
Человек с аккордеоном (1985)

Chelovek s akkordeonom (5.40)

Егорка
Егорка (1984)

Yegorka (0.00)

Спортлото-82
Спортлото-82 (1983)

Sportloto-82 (6.60)
San Sanych

Без особого риска
Без особого риска (1983)

Bez osobogo riska (0.00)

Женатый холостяк
Женатый холостяк (1983)

Zhenatyy kholostyak (5.80)
Bulavin

Шестой
Шестой (1983)

Shestoy (7.10)
Mironych

Приказано взять живым
Приказано взять живым (1983)

Prikazano vzyat zhivym (6.40)
Border Guard Outpost's Starshina

Серебряное ревю
Серебряное ревю (1982)

Serebryanoye revyu (0.00)

Несравненный Наконечников
Несравненный Наконечников (1981)

Nesravnennyy Nakonechnikov (0.00)

За спичками
За спичками (1980)

Za spichkami (6.70)
Police chief

Лялька-Руслан и его друг Санька
Лялька-Руслан и его друг Санька (1980)

Lyalka-Ruslan i ego drug Sanka (0.00)

У матросов нет вопросов
У матросов нет вопросов (1980)

U matrosov net voprosov (4.70)
Uncle Misha

Ах, водевиль, водевиль...
Ах, водевиль, водевиль... (1979)

Akh, vodevil, vodevil... (5.90)


Новые приключения капитана Врунгеля
Новые приключения капитана Врунгеля (1978)

Novye priklyucheniya kapitana Vrungelya (0.00)

Есть идея
Есть идея (1977)

Yest ideya! (0.00)

Финист — Ясный сокол
Финист — Ясный сокол (1976)

Finist - Yasnyy sokol (6.90)
Voyevoda

Не может быть!
Не может быть! (1976)

Ne mozhet byt! (7.40)
Горбушкин

Dva kapitana
Dva kapitana (1976)
(7.70)
Stepfather

Русалочка
Русалочка (1976)

Rusalochka (7.90)
Ribak, Ribar

Незнакомы наследник
Незнакомы наследник (1975)

Neznakomy naslednik (6.00)
Aleksei Kusnetsov

Звезда экрана
Звезда экрана (1974)

Zvezda ekrana (6.60)
Dudkin

Золотые рога
Золотые рога (1973)

Zolotye roga (6.90)
Robber-chief Irod

Иван Васильевич меняет профессию
Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Ivan Vasilevich menyaet professiyu (8.10)
Karp Savelyevich Yakin, film director

Нейлон 100%
Нейлон 100% (1973)

Neylon 100% (3.70)
Misha

12 стульев
12 стульев (1971)

12 stulyev (8.60)
Father Fyodor

Шельменко-денщик
Шельменко-денщик (1971)

Shelmenko-denshchik (5.20)
Shelmenko

Если есть паруса
Если есть паруса (1969)

Yesli yest parusa (0.00)

Варвара-краса, длинная коса
Варвара-краса, длинная коса (1969)

Varvara-krasa, dlinnaya kosa (7.00)
Tsar Yeremei

Годен к нестроевой
Годен к нестроевой (1968)

Goden k nestroevoy (5.30)

Огонь, вода и... медные трубы
Огонь, вода и... медные трубы (1968)

Ogon, voda i... mednye truby (6.80)
Tsar

Свадьба в Малиновке
Свадьба в Малиновке (1967)

Svadba v Malinovke (7.30)
Yashka (как M. Pugovkin)

Его звали Роберт
Его звали Роберт (1967)

Yego zvali Robert (6.70)
Knopkin

Дайте жалобную книгу
Дайте жалобную книгу (1965)

Dayte zhalobnuyu knigu (6.90)
(как M. Pugovkin)

Операция «Ы» и другие приключения Шурика
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

Operatsiya Y i drugiye priklyucheniya Shurika (8.00)
Construction director (segment "Naparnik")

Первый день свободы
Первый день свободы (1964)

Pierwszy dzien wolnosci (5.90)

Штрафной удар
Штрафной удар (1963)

Shtrafnoy udar (6.20)
Kukushkin

Korotkie istorii
Korotkie istorii (1963)
(0.00)

Пропало лето
Пропало лето (1963)

Propalo leto (7.00)

Черёмушки
Черёмушки (1963)

Cheryomushki (5.20)
Kovalyov (as M. Pugovkin)

Ход конём
Ход конём (1962)

Khod konyom (5.90)

Сердце не прощает
Сердце не прощает (1961)

Serdtse ne proshchayet (0.00)

Девчата
Девчата (1961)

Devchata (7.90)
Commandant

Им было девятнадцать
Им было девятнадцать (1960)

Im bylo devyatnadtsat (0.00)

Снежная сказка
Снежная сказка (1959)

Snezhnaya skazka (0.00)

Майские звезды
Майские звезды (1959)

Mayskie zvyozdy (5.60)
Starsina

Майские звёзды
Майские звёзды (1959)

Mayskie zvyozdy (5.40)

Илья Муромец
Илья Муромец (1958)

Ilya Muromets (5.00)
Razumets

Алекса Дундич
Алекса Дундич (1958)

Aleksa Dundic (7.90)

Дело Пёстрых
Дело Пёстрых (1958)

Delo Pyostrykh (5.80)

Иван Бровкин на целине
Иван Бровкин на целине (1958)

Ivan Brovkin na tseline (6.40)
Zachar Silich

Девушка с гитарой
Девушка с гитарой (1958)

Devushka s gitaroy (5.80)
Penkin

Солдат Иван Бровкин
Солдат Иван Бровкин (1956)

Soldat Ivan Brovkin (6.70)
Zachar Silich

Доброе утро
Доброе утро (1955)

Dobroe utro (6.70)

Мы с вами где-то встречались
Мы с вами где-то встречались (1954)

My s vami gde-to vstrechalis (6.90)

Школа мужества
Школа мужества (1954)

Shkola muzhestva (5.30)

Vernye druz'ya
Vernye druz'ya (1954)
(7.20)

Максимка
Максимка (1953)

Maksimka (6.80)
Russian sailor

Адмирал Ушаков
Адмирал Ушаков (1953)

Admiral Ushakov (6.90)
Pirozhkov (как M. Pugovkin)

Корабли штурмуют бастионы
Корабли штурмуют бастионы (1953)

Korabli shturmuyut bastiony (6.60)
Piroshkov

Кутузов
Кутузов (1944)

Warcraft (6.40)
Fedya (как M. Pugovkin)

Свадьба
Свадьба (1944)

Warcraft (7.10)

Дело Артамоновых
Дело Артамоновых (1941)

Delo Artamonovykh (0.00)

(0)
(0.00)
Stepan Andreevich Melnik

(0)
(0.00)
Stepan Andreevich Melnik

(0)
(0.00)
Stepan Andreevich Melnik

(0)
(0.00)
Stepan Andreevich Melnik

(0)
(0.00)
Stepan Andreevich Melnik

(0)
(0.00)
Timofey Gavrilovich Mironov

(0)
(6.30)
 Zastyozhkin (1970) unknown episodes

Ералаш
Ералаш (0)

Eralash (6.50)
 Tsar 1 episode, 1978

(0)
(6.00)
Prantsys Pustorevich

(0)
(0.00)
Militsioner

(0)
(0.00)
Fedor Ivanovich

(0)
(0.00)
Militia Sergeant


Telegram-канал

Топ 250
224
Гарри Поттер и узник Азкабана
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (7.80)
225
Хищник
Predator (7.80)
226
Звёздные войны: Эпизод 3 - Месть ситхов
Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith (7.80)
227
Столкновение
Crash (7.80)
229
Джуно
Juno (7.80)
230
Машинист
The Machinist (7.80)
231
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
весь топ
23.10.2020
Первая неудача Гайдая? Комедии «Не может быть!» — 45

С юбилеями почти как с похоронами — о виновнике события либо хорошо, либо никак. Картине «Не может быть!» сегодня исполняется 45 лет, но назвать ее кинематографической удачей режиссера в полной мере, увы, не получается. Фильм стал тем рубежом в творчестве Гайдая, после которого уже все откровенно пошло под откос. Но что случилось с великим комедиографом? И в чем вина Михаила Зощенко? К съемкам фильма «Не может быть!» Гайдай подошел уже маститым режиссером. Позади остались шестидесятые и такие успешные картины, как «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и другие. Эксцентрика Гайдая была созвучна настроениям эпохи «оттепели», впрочем, она и сама стала ее неотъемлемой частью. Игра с формой, движением, эмоциями — в этом режиссеру не было равных. Никаких замысловатых характеров и сложных диалогов. Дальше, как однажды выразился кинокритик Сергей Добротворский, Гайдай «угодил в книжный переплет». Безусловно, в его творческой биографии литературные экранизации были и раньше, однако они были от начала и до конца «гайдаевскими». Сюжет обрастал яркими режиссерскими образами, а значение текста практически нивелировалось. Но в 70-е все пошло по нисходящей. Так в 1971 году вышла экранизация романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», а в 1973 году — пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию». Живые, искрометные картины, в которых Гайдаю еще удавалось оставаться трюкачом и балагуром в гармоничном соавторстве с литературой. К сожалению, к мещанской сатире Михаила Зощенко Гайдай обратился в обстоятельствах ужесточения цензуры. Режиссеру не позволили перенести действие в настоящее время (как это он лихо сделал в «Иване Васильевиче…»), не позволили никаких вольностей ни с персонажами, ни даже с названием (фильм задумывался под заголовком «Тайна, покрытая лаком»). Худсовет твердо заявил, что изображенные Зощенко мещане неактуальны и должны оставаться самими собой, в своем времени. Началось непоправимое — тщательное цитирование Гайдаем не слишком живого и образного Зощенко. В картину «Не может быть!» вошли сюжеты трех произведений писателя: комедии «Преступление и наказание», рассказа «Забавное приключение» и пьесы «Свадьба». Действие картины происходит в 20-е годы прошлого века, эпоху НЭПа. Титры забавно предвосхищали: «В фильме снимались народные, заслуженные и просто талантливые артисты». Актерский состав, и правда, был беспроигрышным: Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Вячеслав Невинный, Наталья Крачковская, Олег Даль, Наталья Селезнева, Светлана Крючкова, Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и др. В те годы попасть в картину к режиссеру Гайдаю мечтали многие. Музыку к фильму написал Александр Зацепин, тесты песен — Леонид Дербенев. Исполняли их в картине сами Даль, Невинный, Анофриев! Казалось бы, с такими исходными данными комедия обречена стать новым шедевром Гайдая, но не вышло. За сатирой Зощенко мастерство эксцентрика Гайдая стало практически незаметно. Было просто смешно. Пожалуй, в последний раз в творчестве Леонида Иовича. Его четко выверенные, филигранные комедии не выдержали сложности литературных форм и глубины высказываний — «великий клоун скис, сдал, сбил руку». Времена требовали сложных диалогов и политической позиции. Ни конец семидесятых, ни восьмидесятые не смогли стать тем фоном, на котором создавались искрометные и эксцентричные фильмы Гайдая. В одном из своих интервью супруга режиссера, актриса Нина Гребешкова, вспоминала: «Когда Леня доделывал «Дерибасовскую», где были уже совсем другие герои и актерские лица, ему случайно принесли из монтажной бракованную мосфильмовскую заставку — «Рабочего и колхозницу», совершающих свой степенный поворот по часовой стрелке. На неправильно склеенной пленке скульптура дрожала, дергалась и скрипела. Монтажеры всплеснули руками: - Ох, простите, мы сейчас все заменим! - А не надо, - ответил Гайдай. - Пусть так и крутятся, как в конвульсиях. «Мосфильм»-то наш разваливается. Да и вообще расклеивается как-то все».... подробнее
23.07.2020
«Коллективный антидепрессант без побочных эффектов». «Операции Ы…» — 55!

23 июля 1965 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Кинолента, состоящая из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы», имела в свое время невероятный успех: ее посмотрели более 65 миллионов зрителей. Но мы продолжаем смеяться над ней и спустя более полувека, в чем же секрет? Леонид Гайдай был, пожалуй, самым эксцентричным советским комедиографом. Главным десятилетием его творчества стали 60-е. В это время весь мировой кинематограф пытался реанимировать старую комедийную эстетику, вернуть идеалы «Золотого века комедии». Венецианская публика рукоплескала вернувшемуся Бастеру Китону, зрители наслаждались «Этим безумным, безумным, безумным, безумным миром» Стэнли Крамера. Однако дальше единичных успехов дело не продвинулось. В Советском Союзе же, наоборот, это стало масштабным явлением. А все потому, что комедийный талант Гайдая нашел свою благодатную почву — настроения эпохи «оттепели». Это было время небольших послаблений и больших надежд. Гайдай уже не будет так успешен, когда общество начнет требовать иронической тонкости и сатирических изысков. Киновед Сергей Добротворский назвал режиссера «трюкачом и эксцентриком от Бога», задумки Гайдая находили свое воплощение в движениях, мимике, эмоциях. Картины этого периода отличает чистая режиссура, художественный поиск. Сценарий фильма Леонид Гайдай написал вместе с авторами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. В картине впервые появляется герой Шурик, который, по многочисленным воспоминаниям друзей и родных режиссера, являлся отражением самого Леонида Иовича, что со временем стало символично. Шурик и Гайдай были воплощением «образцово-смехового шестидесятника». Вечный студент, скромный блондин в очках, укороченных брючках и, конечно, влюбленный. Эта роль стала знаковой для Александра Демьяненко, у которого прежде было исключительно романтическое амплуа. Между прочим, в тексте сценария персонажа звали Владик. Однако чиновники заставили его переименовать, дабы избежать ассоциаций с Владимиром Лениным. В новелле «Операция Ы» появляется уже полюбившееся зрителям трио: Моргунов, Вицин, Никулин. Но следует отметить, что они здесь уже не просто элементы комического (как в картинах «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»), а определенные социальные типажи: глупый силач, пьющий интеллигент, мастеровитый воришка. Эти гениальные образы, придуманные Леонидом Гайдаем, навсегда остались самыми яркими актерскими «масками» в отечественном кино. Колоритом 60-х годов обладали не только герои картины, но и сама атмосфера происходящего. Гайдай с иронией описывает мечты о прекрасном будущем, захлестнувшие умы шестидесятников. «Романтика!», — восклицает прораб в исполнении Михаила Пуговкина, смотря на панорамы строящихся московских высоток. С каким упоением он рассказывает о достижениях местного строительно-монтажного управления, ведь они строят «грандиозный жилмассив, только в нем одном будет установлено 740 газовых плит, то есть в 740 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года». А сколько емких, комичных выражений (Гайдаю в этом не было равных) подарили зрителям новеллы! «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы...», «надо, Федя, надо», «экзамен для меня всегда праздник», «как пройти в библиотеку?», «чтоб никто не догадался», «тренируйся на кошках», «все уже украдено до нас», — мы говорим этими цитатами и по сей день. Эксцентрика Леонида Гайдая в картине «Операция Ы и другие приключения Шурика» близка и понятна нам и сегодня. Она не опиралась ни на социальные, ни на политические воззрения. В ее основе был только юмор. Гайдай создавал комические образы и позволял зрителю смеяться, просто смеяться. Сергей Добротворский вспоминает, как крутили новеллы из «Операции Ы…» вперемешку с кадрами подсчета голосов в день президентских выборов 1996 года: «Ни один из других по-настоящему народных режиссеров здесь был бы неуместен. Ни Рязанов, ни Данелия. Ни "Белое солнце пустыни", ни "Джентльмены удачи". Разве что "Ну, погоди!", но такое название звучит слишком уж вызывающе по отношению к запрету на агитацию в день выборов. Гайдай и здесь попал в самую точку — его кино оказалось тем самым коллективным антидепрессантом без побочного эффекта». А антидепрессанты нам всем нужны и сегодня...... подробнее