Великий провокатор. Лучшие фильмы Уильяма Фридкина
В 70-е годы Уильям Фридкин считался одним из самых влиятельных голливудских фильммейкеров, но с тех пор его карьера больше напоминает американские горки. В творческой жизни режиссера, всегда тяготевшего к мрачности и демонстрации насилия в кино, были как взлеты, так и падения. Одни его работы стали культовыми, другие же были выброшены на обочину успеха. Объединяет всех их то, что фильмы Фридкина были и остаются противоречивыми, вплоть до того, что некоторые из них вызывали рвотные рефлексы у зрителей и порождали протесты в сообществе киноманов.
Родился Фридкин в Чикаго, штат Иллинойс, и большинство самых известных его фильмов как раз таки соответствуют образу мужлана-самоучки из семьи рабочих, который даже колледж не посещал. Его работы никогда не были высокохудожественными — они, скорее, напоминают съемку в реальном времени, что также объясняется творческим бэкграундом Фридкина: прежде чем стать знаменитостью в Голливуде, он набивал руку в жанре документалистики и на ТВ. Признание пришло к режиссеру после выхода «Французского связного», однако его звездный час ограничился лишь одним десятилетием — 70-ми. За обласканными критиками картинами последовали громкие провалы, вынудившие Фридкина разнообразить свой послужной список эпизодами телевизионных шоу и рекламными роликами. Его возвращение на Олимп состоялось уже в XXI веке, когда вышли картины «Глюки» и «Киллер Джо».
Сегодня все прогрессивные любители кино празднуют 115 лет со дня рождения режиссера-экспериментатора и мятежника — легендарного Луиса Бунюэля, который стоял у истоков сюрреализма и киноавангарда.
Луис родился 22 февраля 1900 года в небольшой испанской деревушке, а в 1925 году будущий режиссер оказался в Париже. Невозможно представить себе более благоприятную обстановку для любого творца, чем в столице Франции в те времена. Бунюэль быстро нашел необходимых людей — Сальвадора Дали, Андре Бретона и Жана Эпштейна. Последний, будучи одним из лидеров французского авангарда, значительно повлиял на художественные и философские вкусы Бунюэля.