Сегодня на Лазурном берегу подходит к концу второе по значимости кинособытие года. 67-й Каннский кинофестиваль закрывается, оставляя бывалых киноманов в волнительном предвкушении. Ведь для кого-то год пройдет под знаком «Интерстеллара», «Люси» и третьей части «Хоббита». Другие же будут штурмовать кинотеатры в ожидании очередной работы дерзкого вундеркинда и любимчика публики Ксавье Долана, живого классика кино Жана-Люка Годара или летописца современной России Андрея Звягинцева. А пока итоги подведены, фавориты сформированы и победители названы, а их, как говорится, не судят.
Мы же решили совершить небольшой экскурс и остановиться поподробнее на десяти самых занятных, на наш скромный взгляд, картинах, представленных на юге Франции этой весной. Для начала несколько слов необходимо сказать о фильме-открытии Канн 2014.
Стали известны номинанты на премию Европейской киноакадемии (EFA). Среди соискателей можно выделить две картины. Это драма Михаэля Ханеке «Любовь», которая заявлена в шести номинациях, и лента Стива Маккуина «Стыд», претендующая на награды в пяти категориях.
Есть среди номинантов и российский фильм — «Портрет в сумерках». Картина Ангелины Никоновой будет бороться за победу в категории «Открытие года» — приз FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы).
17 мая, в день открытия Каннского кинофестиваля, турецкому кинорежиссеру Нури Бильге Джейлану будет вручен приз «Золотая карета» (Carrosse d'Or), присуждаемый за смелость и мужество при создании кино, сообщает Hollywoodreporter. А до того гостям фестиваля покажут его фильм 1999 года «Майские облака», после которого пройдет мастер-класс турецкого режиссера.
Джейлану не впервой получать награды, хотя путь к вершинам Канн и не был простым. Режисер дебютировал на фестивале в 1995 году с короткометражным фильмом «Кокон», но наград не получил. Потом вернулся лишь в 2003 году с «Отчуждением», который собрал несколько второстепенных призов. Лишь в 2008 году Нури удостоился награды лучшему режиссеру за «Три обезьяны» и, наконец, лента «Однажды в Анатолии» в прошлом году увезла из Канн гран-при фестиваля.
29 июня на 33-м ММКФ российская публика впервые увидела фильм Нури Бильге Джейлана«Однажды в Анатолии», получивший Гран-при 64-го Каннского кинофестиваля.
Три автомобиля ночью едут по извилистой степной дороге: маленькая группа полицейских, пара военных, двое подозреваемых, доктор, прокурор с помощником и двое землекопов. В машине с полицейскими на заднем сидении находятся мрачновато-сдержанный доктор и подозреваемый со странным блеском черных глаз, взгляд которых за все время пути ни разу не останавливается на попутчиках. Он пытается не заснуть от разговоров о йогурте и молоке буйволиц. Периодически машины замедляют ход, и полицейские требуют от черноглазого показать некое место рядом с фонтаном и «круглым» деревом, а тот либо не помнит, либо не хочет показывать. С каждой остановкой люди ведут себя все более нервно, вдобавок приближается гроза. Редко, но кардинально ход следствия корректируют мистические силы.
Вдогонку deadline-сообщению о победителе 64-го Каннского фестиваля огласим имена лауреатов в других номинациях.
Гран-при фестиваля получили две картины: Парень с велосипедом бельгийцев братьев Дарденн (о мальчике, которого отец сдал в детский дом) и Однажды в Анатолии турецкого режиссера Нури Бильге Сейлан (о прокуроре и докторе, живущих в маленьком городке). Стоит отметить, Сейлан внес сумятицу в правильно разложенный кинокритиками пасьянс и победил!