Сегодня 80-летний юбилей отмечает российский актер и режиссер Владимир Меньшов. За его плечами больше сотни ролей в кино и всего пять снятых картин. «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и «Зависть богов» — фильмография, принесшая Меньшову народную любовь, государственные награды и, конечно, премию «Оскар» в 1981 году. Его режиссерские работы упрекали в потакании вкусам масс и лакировании той действительности, с которой творческая интеллигенция пыталась бороться, однако несмотря на это, Владимир Валентинович заслужил неоспоримый авторитет как среди коллег, так и среди зрителей.
Будущий лауреат самой престижной кинонаграды родился в Баку в семье военного моряка. Оказавшись на службе в НКВД, его отец перевез семью в Астрахань, где и прошли отрочество и юность Владимира Меньшова. Только вспоминает о них режиссер с неохотой, считает, что он не из тех, кто «родом из детства». Его жизнь началась с первого прикосновения к кинематографу — первой попытки поступления во ВГИК. «Я прошел первый тур, и меня поселили на неделю в общежитие ВГИКа. Я увидел, что это мой мир, а я его всю жизнь не имел, он был от меня отодвинут, был мне недоступен, — вспоминает в одном из интервью Меньшов, — я понял, что это мое, что здесь я буду на своем месте». Однако новый мир покорился ему не сразу: лишь спустя четыре года неудачных попыток Владимира Меньшова приняли на актерский факультет школы-студии МХАТ. За эти годы он успел получить профессию токаря, поработать на шахте в Воркуте и на водолазном катере у берегов Баку. За школой-студией последовала кафедра режиссуры во ВГИКе. Меньшов поступал на курс к Михаилу Ромму и так ему понравился, что тот принял его сразу на второй курс, придумав для талантливого студента специальную аспирантуру. «Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма», — рассказывает Владимир Меньшов.
Его первая полнометражная картина «Розыгрыш» имела невероятный успех, побив все рекорды кинопроката. Фильм о жизни школьников 70-х годов прославил юных Дмитрия Харатьяна, Наталью Вавилову, Евдокию Германову. Песни из кинофильма звучали из всех радиоприемников, а создатели картины были удостоены Государственной премии РСФСР.
К своему второму фильму Меньшов приступал уже под пристальным вниманием, ему необходимо было доказать, что дебютный успех не был случайностью. В 1979 году на экраны вышла картина «Москва слезам не верит». «Я снял картину, которую сам давно хотел посмотреть», — расскажет позже режиссер. Сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных не сразу впечатлил Меньшова. Однако он вспомнил слова Михаила Ромма о том, чтобы будущие режиссеры не ждали, что их сценаристами будут Львы Толстые, и если в материале есть хотя бы три сцены, которые их цепляют, то за него стоит браться. Такие сцены в «Дважды солгавшей» были, и уже вокруг них родилась знаменитая история о покорении Москвы провинциальной девушкой. В ней было многое и из жизни самого Владимира Меньшова, и из того, что он хотел рассказать о своем времени, о своих современниках. «История советской Золушки» неожиданно понравилась на Западе. В 1981 году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К слову, конкурентами неизвестного режиссера из-за железного занавеса были Акира Куросава и Франсуа Трюффо. Такого успеха не ожидал никто, накануне американского триумфа отечественные кинематографисты и критики восприняли фильм очень холодно, посчитав его пустой, лубочной мелодрамой. «Это было время культа личности Тарковского, и все, так сказать, «подтарковские» жили в понимании, что вот «Зеркало» — это кино, а «Москва слезам не верит» - какое-то недоразумение», — вспоминает режиссер. Но за фестивальным успехом последовал и зрительский. За первый год проката картину посмотрело девяносто миллионов человек, перед кинотеатрами выстраивались огромные очереди. Владимир Меньшов до сих пор помнит, как увидел заполненную желающими посмотреть фильм Пушкинскую площадь: «Это был счастливейший момент моей жизни — двадцать секунд абсолютного счастья».
Следующей работой режиссера, цитатами из которой разговаривает уже не одно поколение, стал фильм «Любовь и голуби». Картина по одноименной пьесе Владимира Гуркина вышла на экраны в 1984 году, навсегда закрепив за Владимиром Меньшовым звание «народного режиссера». Зарисовки деревенского быта, яркие диалоги и очень много юмора. «То, что смешно Володе Меньшову, не просто смешно, а, увеличиваясь в размерах, смешно и зрительному залу. Такой реакции в кино я, может, больше никогда и не видел, потому что это был смех взахлеб», — вспоминает исполнитель одной из главных ролей Сергей Юрский.
В перестроечное время Владимир Меньшов не снимал, видимо, не нашел героев, от имени которых хотелось говорить. Лишь в 1995 году вышел на экраны его третий фильм «Ширли-Мырли». В этом комедийном фарсе режиссер снова возвращается к творческому тандему со своей супругой Верой Алентовой. Как говорил сам Меньшов, фильм сработал немного ниже пояса, снова став кинематографическим портретом «лихих 90-х», завершавших собой сложное время эпохи «перестройки».
В 2000 году вышел последний на данный момент фильм Владимира Меньшова «Зависть богов». В этой драме режиссер снова возвращается на привычную ему мелодраматическую почву. Чувственная история любви и испепеляющей страсти между советской замужней женщиной и французским журналистом в, пожалуй, самой откровенной работе режиссера. И снова в главной роли любимая супруга и муза — Вера Алентова. Сыграл эпизодическую роль в картине и французский актер Жерар Депардье.
С тех пор Владимир Меньшов не выпустил ни одного своего фильма. Режиссер считает, что его зритель перерос кинотеатры: «Начиная придумывать картину, я всегда держал в голове полный зрительный зал, который вместе со мной переживает, вместе со мной думает, вместе со мной смеется, вместе со мной грустит. Управление этим залом было мощным стимулом для работы. А нынешний зал, каким он сформировался в постсоветскую эпоху, меня просто приводит в оторопь. Это кучками сидящие подростки, которые пришли потусоваться, поговорить, погрызть попкорн, попить кока-колу и заодно — как бы между делом — посмотреть кино».