







«Мученицы» режиссера Паскаля Ложье принадлежат к тому особому сорту кинематографического продукта, о которым обычно пишут что-то вроде: «На таком-то фестивале столько-то человек при просмотре этого фильма упало в обморок/стошнило/вышли из зала/всё одновременно». Эта оценка тут же становится лакмусовой бумажкой для фанатов «Необратимости», «Забавных игр» и «Райского озера». Это значит - фильм к просмотру обязателен.
В «Мученицах», как в «Забавных играх», есть элементы игры со зрителем. В «Играх» это сцена с пультом. Здесь - финальные слова главной героини. Дело в том, что на протяжении всего фильма любого нормального зрителя должна занять мысль: «А зачем это все?» Потому что, если просто так, мучение ради мучений, то встает следующий закономерный вопрос: «Зачем я это посмотрел?..» И вот, под конец уже, нам намекают - «Сейчас узнаете». И тут происходит нечто, что вызывает жгучую досаду на режиссера, к которой, однако, примешивается внутреннее «Браво!». Зритель чувствует себя и выпотрошенным и наполненным одновременно. С ним только что сыграли в «забавную» игру, а попросту говоря - «профессионально нагнули».
Уже потом, спустя сутки или двое - а фильм долго не отпускает - задумываешься, а вообще может ли человек такое творить, с чисто психологической точки зрения. Может ли психически здоровый homo sapiens методично, годами, мучить ни в чем не повинных женщин, пусть даже ради такой интересной цели. Кажется, что нет, но если оглянуться назад, на Освенцим, ГУЛАГ, тысячи жестоких экспериментов с людьми, приходится с грустью констатировать - может. Все, что показано в «Мученицах», вполне умещается в нашу с вами реальность.