«Бойцовский клуб» можно назвать средством радикальной психологической поддержки потерявшего веру зрителя. В том смысле, что, натуральным образом издеваясь над нами, в действительности он помогает. Помогает обрести необходимую злость, чтобы выживать и не терять рассудок в этом мире каталогов и офисов-серпентариев.
Рассказчик (Эдвард Нортон) — маленький винтик большой машины потребления, депрессирующий белый воротничок. В безуспешных попытках почувствовать себя живым он начинает посещать группу поддержки больных раком. Но по-настоящему его жизнь меняется только после знакомства с харизматичным Тайлером Дерденом (Брэд Питт), который с пренебрежением относится к вещному миру, испытывая его прочность через боль и разрушения.
Тайлер бросает вызов впавшему в уныние невротику, и вскоре они становятся соседями по обставленной далеко не по каталогам квартире и партнерами по организации подпольных бойцовских клубов. Движение любителей подраться без повода растет и трансформируется в проект «Разгром», участники которого устраивают вандалистские акции под лозунгом борьбы с обществом потребления. Рассказчик понимает, что ситуация выходит из-под контроля...
Сегодня режиссера Дэвида Финчера многие киноведы считают одним из самых звучных голосов американского кино. Но тогда, в 1999 году, он был своенравным постановщиком добротных триллеров, главные герои которых являлись людьми, в общем, положительными. Поэтому когда «Бойцовский клуб» вышел, сенсацией он не стал. Зрители и критики толком распробовали этот фильм лишь после релиза DVD, а сейчас он классифицируется не только как культовый, но и как одно из самых резонансных событий мира кино 90-х годов.
Между тем, Финчер издевался. Издевался над каждым зрителем «Бойцовского клуба», для которого новая мебель в квартире или повышение по карьерной лестнице — это маленькие радости жизни, это святое. «Не в деньгах счастье», — говорит нам с экрана непростительно привлекательный Тайлер Дерден (одна из лучших ролей Питта), незаметно подмигивая людям за кадром — тем, кто получит свою копеечку за вполне успешный коммерческий продукт. Тем, кто потратит эти деньги на новую мебель в своих особняках.
Этот гимн нигилизму попахивает лицемерием, не правда ли? Он будто старый панк-рокер, который, отыграв очередной богохульный концерт со всякими непотребствами, заканчивает свой день в частном спа-центре, отмачивает сизые татухи в молочных ваннах, пока вошедшие в раж поклонники продолжают крушить телефонные будки.
Но в чем же тогда культовость «Бойцовского клуба»? К чему весь этот шум и вся эта ярость?
К тому, чтобы в тяжелую годину мы могли себе лишний раз напомнить: у каждого скучного невротика есть свой Тайлер Дерден. Каждый раз, когда мы смотрим этот фильм, наш внутренний мачо (наша внутренняя Марла) выходит из анабиоза, и, с громким стуком уронив на пол каталог IKEA, смачно бьет себя по роже.
Общество потребления лишило нас яичек, как толстого Боба — его болезнь, но это ничего. Финчер напомнит нам о ценности и сакральном смысле этого органа. И наш жир превратится в напалм. Значит, можно выживать дальше.
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: