Югославский режиссер, сценарист, музыкант и неоднократный лауреат Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица ( «Черная кошка, белый кот», «Завет») планирует снять эпичную картину об одном из величайших и самых жестоких правителей древности — Чингисхане. По словам режиссера, в своем фильме он хочет рассказать, что за человек был этот великий полководец, распространивший свою власть от Дуная до Японского моря, от Новгорода до Камбоджи.
Работу над картиной, в основе которой будет лежать роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», планируется закончить в следующем году. Некоторые локации для съемок Кустурица выбрал на территории России.
Десять лет прошло с тех пор, как Эмир Кустурица выпустил свой последний полнометражный игровой фильм — «Завет». Выпустил и… пропал. Пропал не совсем — гастролировал с группой The No Smoking Orchestra, снимался и вел активную светскую жизнь. Но он при этом не делал кино. «По млечному пути» — первая художественная лента режиссера за долгие годы. Кто-то за это время мог полностью дисквалифицироваться, а кто-то, наоборот, доказать, что время над талантом не властно. Драма «По млечному пути» помогает разрешить эту дилемму в одностороннем порядке.
«В этом фильме соединились три подлинные истории и много бурной фантазии», — сказал про свое детище Эмир. 90-е годы. Гражданская война в Боснии. Коста (Кустурица) — бывший солдат, который когда-то увидел смерть близкого человека собственными глазами. С тех пор у него начались незначительные психические отклонения. Он живет глубоко внутри себя, передвигается, не обращая внимания на пули, каждый день ездит за молоком и заботится о своем осле больше, чем о себе. Однажды ему на жизненном пути встречается Она (Моника Беллуччи). Она — бывшая жена английского генерала, сбежавшая от него в другую страну. Тяготы, выпавшие на ее долю в прошлом, тоже оказались слишком сложны для психики, поэтому женщина почти ничего не помнит о том, что было раньше. На фоне войны эти двое, кажется, обрели мир. Хрупкий и очень тревожный, но все-таки мир. Однако у судьбы свой взгляд на их отношения…
«Спасибо за “Аризонскую мечту”», — Эмир благодушно подставляет автору щетинистую щеку для поцелуя, подмигивает и продолжает козлом скакать по сцене, выписывая безумные кренделя в стиле «унца-унца». За ним уже давно никому не угнаться. Человек-оркестр, Кустурица пробует в своей жизни все, к чему тянется его оголтелая душа.
Как-то раз Эмир признался, что режиссура объединяет тысячу его намерений и желаний, и что, если бы он не был фильммейкером, то стал бы футболистом или капитаном корабля. Поскромничал, конечно. Он итак объединяет в себе сотни ипостасей — писатель, градоначальник, музыкант, актер. Он даже учился пилотировать самолет. Как прошло — история умалчивает.