В рамках программы «49 мест» состоялся показ фильма «День» режиссера Александра Монтова.
«49 мест» — это, пожалуй, самая неординарная программа ММКФ. Названа она по количеству мест в небольшом, уютном зале, где проводится показ.
Фильмы программы не рассчитаны на широкую аудиторию. Они, как пишет известный российский киновед Кирилл Разлогов, «для тех, кто видит в кино не только разного рода мейнстримы — фестивальный, кинотеатральный, телевизионный, но и те направления роста, которые, быть может, ведут к великим достижениям или хотя бы навсегда останутся жемчужинами оригинальности в искусстве. Что-то признают классикой, что-то позабудут, а потом, возможно, вспомнят с восхищением».
Кинолента «День», снятая единственным в мире слепым режиссером Александром Монтовым, повествует об одном дне из жизни трех слепых друзей. Это полнометражный художественный игровой фильм, в отличие от предыдущего опыта — короткометражной автобиографической картины «Другие люди».
В фильме «День» люди играют самих себя, либо имеют реальные прообразы. Все слепые в картине в действительности таковыми и являются. И трюки незрячие люди выполняют сами, без дублеров и каскадеров: бегают, прыгают, стреляют, пилотируют самолеты... Но фильм не об инвалидах, каковыми они себя и не считают, и не о проблемах инвалидов. Это картина о людях, попавших в необычную жизненную ситуацию. Она оптимистична, пронизана хорошим юмором и здоровой самоиронией.
«День» снят без каких-либо художественных изысков, есть шероховатости. Но все отходит на второй план, когда смотришь на реальных людей, потерявших зрение, но преисполненных оптимизмом и уверенностью в себе, счастливых и радующихся жизни.
После показа фильма состоялась беседа Александра Монтова со зрителями. Ему было задано много вопросов, которые разделились на две части: первая — о том, как проходили съемки фильма, вторая — о так называемом «внутреннем зрении» слепых людей.
По словам Александра Монтова, человеку, который после потери зрения нашел в себе силы полноценно жить дальше, воображение заменяет его реальное зрение. Теряется граница между реальным и воображаемым.
Происходящее на экране, каждый эпизод, каждый кадр, каждая мизансцена — все это рождено с помощью воображения режиссера.
И последнее, что заявил режиссер: «После этого фильма я считаю тематику слепых для себя закрытой — все, что я хотел сказать о них и от них, я уже сказал».