Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, а космонавты отмечают День космонавтики, мы вспоминаем фильмы о космосе. На этот раз не столько лучшие (хотя для кого-то они именно такие), сколько не типичные. Космос, так или иначе, присутствует в каждой из этих картин, но посмотрите, сколько значений вкладывают в это понятие разные режиссеры. В отличие от тех же "Star Wars", где звезды являются лишь декорацией для военных действий.
«Москва-Кассиопея»
Щемящий душу олдскульный сайфай о подростках, которые, отправляясь в космос, непременно брали с собой «щебет земных птиц» и «добрых ручьев плеск». Потому что иначе было нельзя. Советская космическая фантастика всегда была проникнута особым пафосом.
Космос — это вам не курорты Краснодарского края, там все по-взрослому, все имеет значение. Даже если он населен такими нелепыми персонажами, как Громозека из «Тайны третьей планеты».
Мы вообще считаем, что «Москву-Кассиопею» нужно показывать по центральному телевидению ежегодно 12 апреля, как «Иронию судьбы» транслируют каждый Новый год.
«Дюна»
Рискнув посмотреть «Дюну», совершенно необязательно держаться за мысль, что это фильм (шепотом: «и не самый лучший») Дэвида Линча. Да и вообще держаться не нужно — погрузитесь с головой в завораживающий мир странных звуков, неудобных костюмов и ужасающего грима.
«Да пробудятся спящие!», — кричит герой Кайла Маклахлена. И они, поверьте, пробудятся. Независимо от того, что рассчитывали увидеть — научную фантастику или пародию на нее.
«Солярис»
Космос, без сомнения, это повод не только помечтать, но и пофилософствовать. Кто я, зачем я, и зачем мне, такому разумному, нужен кто-то еще более разумный? Впрочем, у иных эта картина может вызвать и более глубокие вопросы. Например, зачем мне так долго показывают это ухо?
Космос в «Солярисе»Тарковского — лишь способ посмотреть на себя со стороны. А посмотрев, не возгордиться своими заслугами как некой покорившей пространство сверхдержавы, а устыдиться — как частному лицу. Устыдиться тому, что за всеми этими заботами по порабощению вселенной человек разучился любить человека.
«Луна 2112»
Вот мы и дожили. С легкостью «прогрызаем дырки в пространстве», и теперь космос для нас не мечта, а тюрьма. Место столь отдаленное, что побег возможен только такой ценой. Бесконечное стерильное одиночество, скрашенное лишь роботом с наклейкой «пни меня» на корпусе. И тем жальче главного героя, чем правдоподобней эта фантастика, — над его головой висит Земля, и даже лунные камни летят из-под комбайна с правильной для данной местности скоростью.
«Луна 2112» при всей своей нешаблонности является, пожалуй, одним из лучших современных фильмов в этом жанре. Он имеет единственный недостаток — недостаток «Оскара» у Сэма Рокуэлла.
«Пекло»
Любопытство — это страшно. Если хочешь вступить в открытый диалог с космосом, будь готов, что его ответы могут убить. Гениальный с точки зрения технических решений фильм, как это часто бывает у Дэнни Бойла, весь пронизан дополнительными смыслами. Драма Человек — Солнце умножается на драму внутри коллектива, и личные горести членов команды отходят на второй план.
Сцена, где Человек сознательно остается с Солнцем один на один в специальной комнате, возвращает нас к тем незапамятным временам, когда дневному светилу поклонялись древние люди. Любой из поклонявшихся, окажись он вдруг в «Пекле», в одну секунду лишился бы рассудка и умер на месте от благоговения и счастья. Но только не мы. Мы пойдем дальше, как бы нам ни пекло.