Снег вокруг поместья красный, а из всех кранов течет алая вода. Когда восточный ветер бьется в закрытые ставни, дом «дышит». Призраки рядом, но Багровый пик скрывает и более страшные тайны… Так Гильермо дель Торо увлекает нас в свою новую грезу.
Чтобы снять «Багровый пик», режиссер, подобно алхимику, смешивает необходимые составляющие в котле своего таланта — щепотка интриги, унция мистики и 55 миллионов долларов. Визионер добавляет к этому трех отличных актеров и, конечно, львиную долю особой дельторовской атмосферы. Из котла валит лиловый дым, в воздухе искрятся частички магии. Но что это? Кажется, греза не совсем удалась. Она завораживает, но волшебство бесследно тает, когда фильм подходит к концу.
Дочь успешного бизнесмена Эдит (Миа Васиковска) с самого детства верит в призраков. А как можно в них не верить, когда твоя мертвая мать приходит обнять тебя перед сном? Повзрослев, девушка не забывает своих невидимых друзей и даже пишет о них книгу. Но литературные амбиции уходят на второй план, когда Эдит встречает загадочного англичанина Томаса Шарпа (Том Хиддлстон). Между ними вспыхивает страсть, и вот молодожены уже отправляются на Багровый пик. Там, в старинном викторианском особняке Том живет со своей любящей сестрой Люсиль (Джессика Честейн)…
Гильермо дель Торо поместил сюжет и персонажей в мир, сотканный из его причудливых фантазий, в данном случае суженный до размеров конкретного дома. Режиссер в прямом смысле слова построил зловещее поместье с нуля и продумал декорации до мельчайших деталей. Искаженные резные фигуры смотрят со стен, из-под прогнившего пола сочится жидкая красная глина, в центр гостиной сквозь прохудившуюся крышу пробивается столб света, в котором танцуют снежинки. Наконец, призраки разгуливают там, где им вздумается. И никого это не удивляет.
Дом не просто фон для сюжета. Особняк на Багровом пике — четвертый центральный персонаж, ведущий собственную непостижимую жизнь. Именно его мрачная красота сделала Тома и Люсиль теми, кто они есть, поэтому брат и сестра смотрятся естественным продолжением своего обиталища. Другое дело Эдит — нежный и яркий цветок, оказавшийся в самом сердце темной готической новеллы. Визуальная составляющая ленты выше всяких похвал. Впрочем, другого от Гильермо ждать не приходится.
Как и в «Лабиринте Фавна», в «Багровом пике» режиссер работает на стыке жанров. В картине наличествуют и мистика, и драма, и некоторые элементы детектива. В «Фавне» это сработало: трагедия и сказка тесно переплелись между собой на фоне Второй мировой войны. Убери что-то, и сюжет рассыплется. «Багровый пик» не может похвастаться подобной целостностью. Проявления таинственного, чудесного мира не помогают персонажам глубже раскрыться, как это было в «Лабиринте». Наоборот, призраки крадут экранное время у актеров. В итоге вместо многогранных характеров мы получаем плоские, хотя и красиво вырезанные фигуры.
Миа Васиковска, по сути, сыграла здесь бертоновскую Алису на бис. Хрупкая девушка в мире фантазий, поначалу Эдит кажется слабой, этакой бабочкой, застрявшей в паутине. Но постепенно выясняется, что за невинной внешностью скрывается настоящий терминатор. Ей нипочем ни яд, ни предательство, ни падение с лестницы. Наивную деву сменяет сильная и независимая женщина, вооруженная лопатой вместо Вострого меча.
Томас Шарп же находится на границе между добром и злом. До самого конца он слепо подчиняется обстоятельствам. Хиддлстон убедительно исполнил привязанность своего персонажа к сестре и зарождающиеся чувства к Эдит. Благодаря отличной актерской работе его герой не кажется скучным. И все же особой похвалы заслуживает образ другой обитательницы Багрового пика. Люсиль Шарп в исполнении Джессики Честейн — отдельная песня. Ее горящие безумным огнем глаза пугают куда больше, чем привидения. Актриса прекрасно смогла передать всю страсть и ярость на первый взгляд холодной аристократки.
Однако безукоризненный перформанс актерского трио не смог оправдать хлипкий сюжет. Главная интрига становится ясна уже на сороковой минуте картины. Оставшийся час с небольшим зрителям предоставлено наслаждаться неповторимой атмосферой ленты, что, если подумать, не так уж и плохо. Но все же от мастера ждешь чего-то большего. В «Пике» идея, стоящая за дивной картинкой, вторична. Тему сосуществования людей-чудовищ и монстров-добряков режиссер исчерпал еще в «Лабиринте Фавна» и «Хребте дьявола». И там она была представлена куда глубже и интереснее.
Новая картина Гильермо дель Торо — это триумф формы над содержанием. Режиссер выбрал тупиковый путь. Именно поэтому его новая греза не имеет над нами особой власти, но все же остается прекрасной.