Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
24.03.2016 17:34

Холокост был. Рецензия на фильм «Помнить»

В новом проекте Атома Эгояна речь идет об узнике Освенцима преклонных лет, который перед смертью решил найти и покарать убийцу своей семьи. Однако к финалу драмы «Помнить» главный герой будет вызывать у вас какие угодно чувства, только не восхищение. Прежде чем обрести душевный покой, ему предстоит узнать шокирующую правду о себе, а зрителям — пересмотреть свое отношение к благородному мстителю...

После смерти жены 90-летний Зев Гутман (Кристофер Пламмер), доживающий свой век в доме престарелых, начал страдать от старческой деменции. Каждое утро он вынужден клещами вытягивать из своей памяти события вчерашнего дня, но окончательно погрузиться в пучину слабоумия ему не дает близкий друг Макс Розенбаум (Мартин Ландау), который когда-то вместе с Зевом прошел через лагерь смерти и тоже поклялся отомстить своему мучителю. Проблема в том, что Розенбаум передвигается на инвалидной коляске, так что миссия совершить возмездие над блокфюрером Руди Курландером возлагается на бедолагу Зева. Зато Макс провел все подготовительные работы — нашел четырех подходящих по возрасту Курландеров, снабдил забывчивого приятеля письмом-напоминалкой и пачкой денег и приготовился курировать ответственную операцию по телефону. Не сказав родне ни слова, Гутман сбегает из богадельни и отправляется на поиски того, кто, по его мнению, заслуживает только смерти.



Атом Эгоян, в карьере которого были как большие удачи, так и откровенные провалы, уже затрагивал в своих работах вопросы геноцида, но в этот раз к довольно щепетильной теме он решил применить более рискованный подход. Режиссер избегает излишней ретроспекции, не смакует ужасы Холокоста и не эксплуатирует столь болезненный для многих вопрос в открытую, но при этом выстраивает повествование почти по-голливудски. Частично удачи ленты можно отнести на счет многообещающего сценариста-дебютанта Бенджамина Августа, который все остановки на пути Гутмана наделил индивидуальностью: каждый «не тот» Курландер, встретившийся Зеву, стал для престарелого мстителя определенной вехой. И эти вехи одна за другой сложились в неимоверно напряженную последовательность, приводящую к ошеломляющему финалу.

Эгоян и Август сделали все возможное, чтобы избежать пошлости и грубости, а оскароносный Кристофер Пламмер блестяще им подыграл, изобразив внутреннюю борьбу своего героя с должным пафосом, благородством и деликатностью. Нам с вами не дано представить, что чувствует 90-летний старик, вновь переживая все страхи и унижения Холокоста, при этом отчаянно сражаясь со своей немощью и изо всех сил стараясь сохранить достоинство. Нам этого не вообразить, но благодаря игре Пламмера мы можем увидеть боль Зева воочию, и это зрелище способно поражать не меньше документальной хроники из концлагерей.

Но память, вынесенная в заголовок картины, у всех разная. В фильме есть одна совершенно безумная по своей энергетике сцена: когда Гутман встречает современного нациста, и тот впадает в бешенство от одной только мысли, что в его доме находится еврей. Джон Курландер (сын одного из «не тех», кто нужен герою), типичный представитель быдла, с гордостью рассказывающий о своем папаше-эсэсовце и его заслугах, неожиданно понимает, кто пришел к нему в дом. Захлебываясь слюной, он нависает над несчастным евреем и истошно орет «Хайль Гитлер!!!», пока тот не цепенеет. И все страхи, которые долгое время дремали в Гутмане, вновь выползают наружу. Выглядит это так жутко, будто на нас с экрана смотрит само огненное жерло печи нацистского крематория.



Роль безумца-уберменша исполняет звезда сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad) Дин Норрис, и сей пятиминутный вклад в полуторачасовое действо определенно станет для актера одним из самых выигрышных пунктов в его фильмографии. Да, помнить о Холокосте можно по-разному, и Эгоян, разумеется, не мог не осветить в своем фильме и эту неприглядную сторону вопроса.



Помимо того, что «Помнить» — это лента об эхе или даже о кривом зеркале Холокоста, это еще и трогательное исследование проблем возрастного слабоумия, и немного сердитый взгляд режиссера-канадца на американцев, готовых свободно продавать оружие дряхлому старику и с гордостью демонстрировать гостю форму со свастикой. Наконец, это и своеобразный парад актеров-ветеранов — 86-летнего Пламмера, 87-летнего Ландау, 75-летнего Бруно Ганца и 74-летнего Юргена Прохнова, каждый из которых отдается своей роли так, как могут это делать только бойцы старой актерской гвардии.



Что касается финала, многих он не только шокирует, но и обескуражит — слишком похож на ловушку, в которую шел-шел и попался доверчивый зритель. Однако концовки такого рода заставляют остановиться и другими глазами посмотреть на все, только что увиденное. Сложно сказать, будет ли от этого какая-то польза, но ясно одно — невзирая на ваше личное отношение к Холокосту, картину Эгояна вы совершенно точно будете помнить еще долго.
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
139
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
140
Голодные игры: И вспыхнет пламя
The Hunger Games: Catching Fire (8.10)
142
Рестлер
The Wrestler (8.10)
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
144
Рокки
Rocky (8.10)
145
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
146
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
147
Пленницы
Prisoners (8.10)
148
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
весь топ