Грустные (и, к сожалению, совсем не шуточные) новости принесло вчерашнее первое апреля. После продолжительной болезни ушла из жизни Александра Яковлева, настоящая икона советского и российского кино, а также важный общественный деятель, которая во многом сделала повседневную жизнь россиян комфортнее и современнее. По словам работавшего с ней режиссера Николая Лебедева, она долго боролась с онкологией. Яковлевой было 64 года.
Александра Яковлева — одна из заслуженных любимиц советских, а затем и российских зрителей. После обучения в ленинградском ЛГИТМиКе она очень быстро стала востребованной и на театральных подмостках, заняв почетное место в труппе «Субботы», и на больших экранах. Ее первая же роль — стюардессы Тамары — в обожаемом массовым зрителем фильме-катастрофе Александра Митты «Экипаж» сделала ее звездой. В нем молодая девушка заявила о себе как о вдумчивой и глубокой драматической артистке. К тому же Александра всегда была очень смелой и не пасовала перед вызовами профессии: в «Экипаже» они с Леонидом Филатовым сыграли первую в отечественном кино откровенную постельную сцену. При этом все было сделано без пошлости и со вкусом. Так что стоит ли говорить, что популярность Яковлевой в 80-е взлетела до небес?
Сегодня 80-летний юбилей отмечает российский актер и режиссер Владимир Меньшов. За его плечами больше сотни ролей в кино и всего пять снятых картин. «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и «Зависть богов» — фильмография, принесшая Меньшову народную любовь, государственные награды и, конечно, премию «Оскар» в 1981 году. Его режиссерские работы упрекали в потакании вкусам масс и лакировании той действительности, с которой творческая интеллигенция пыталась бороться, однако несмотря на это, Владимир Валентинович заслужил неоспоримый авторитет как среди коллег, так и среди зрителей.
Будущий лауреат самой престижной кинонаграды родился в Баку в семье военного моряка. Оказавшись на службе в НКВД, его отец перевез семью в Астрахань, где и прошли отрочество и юность Владимира Меньшова. Только вспоминает о них режиссер с неохотой, считает, что он не из тех, кто «родом из детства». Его жизнь началась с первого прикосновения к кинематографу — первой попытки поступления во ВГИК. «Я прошел первый тур, и меня поселили на неделю в общежитие ВГИКа. Я увидел, что это мой мир, а я его всю жизнь не имел, он был от меня отодвинут, был мне недоступен, — вспоминает в одном из интервью Меньшов, — я понял, что это мое, что здесь я буду на своем месте». Однако новый мир покорился ему не сразу: лишь спустя четыре года неудачных попыток Владимира Меньшова приняли на актерский факультет школы-студии МХАТ. За эти годы он успел получить профессию токаря, поработать на шахте в Воркуте и на водолазном катере у берегов Баку. За школой-студией последовала кафедра режиссуры во ВГИКе. Меньшов поступал на курс к Михаилу Ромму и так ему понравился, что тот принял его сразу на второй курс, придумав для талантливого студента специальную аспирантуру. «Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма», — рассказывает Владимир Меньшов.
Александр Митта — одно из ярчайших имен отечественного кинематографа. Актер, режиссер, сценарист, талантливый литератор, один из звездных выпускников курса Михаила Ромма во ВГИКе, однокашник Шукшина и Тарковского. Все его фильмы не похожи ни друг на друга, ни на то, что снимали другие режиссеры. «Иначе у меня работа не шла. Если я видел, что передо мной кто-то снял похожее, было ощущение, что ешь еду, которую однажды уже съели. Мне интересно новое», — делился в одном из интервью Митта. Такой новаторской стала и лента «Гори, гори, моя звезда», аналогов которой в нашем кино, пожалуй, нет.
Сегодня свой 60-летний юбилей отмечает блестящий актер театра и кино, народный артист России и лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Алексей Геннадьевич Гуськов.
Родился Алексей Геннадьевич в 1958 году в польском городе Бжег, где на тот момент служил военным летчиком его отец. Спустя шесть лет семья переехала в Киев, а буквально через год случилась трагедия — отец Алексея погиб при исполнении служебных обязанностей, так что воспитывала мальчика одна мама. В юности Гуськов много занимался спортом, увлекался футболом, тяжелой атлетикой, баскетболом и академической греблей. В память об отце Алексей Геннадьевич также хотел стать летчиком, однако в старших классах, с легкой руки учительницы математики, всерьез задумался об актерской профессии.
Олег Табаков был человеком удивительного масштаба. Он из тех неутомимых актеров, кто стоял за созданием того самого советского кино, по которому ностальгируют, которое цитируют и ставят в пример нынешним режиссерам. При этом Табаков был с головы до пят предан театру. Играл в нем, руководил и вывел на сцену целую плеяду актеров, вставших в авангарде современной российской киноиндустрии — Владимира Машкова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова. Его детище последних лет — театр своего имени, который начинался с небольшого московского подвала и вырос до одного из лучших в столице. У него вполне официальное, канцелярское название, но все его ласково величают «Табакеркой».
У Табакова так было все — по большой любви. И в театре, и в кино. Потому, когда начинаешь вспоминать самые яркие его образы, трудно остановиться. Шутка ли, 120 фильмов. Это и киноэксперименты Киры Муратовой, которая трижды приглашала Табакова в свои картины, и роли в советских хитах, таких как «Москва слезам не верит», и эпизоды в современных комедиях, которые спасены были от полного краха, пожалуй, одним его появлением.
В здании Государственного академического театра им. Моссовета состоялась юбилейная 30-я церемония вручения премии «Ника» за достижения в области кинематографа в 2016 году.
Список номинантов на премию был оглашен еще в первый день весны. Наибольшее количество упоминаний, а именно восемь, заслужила лента Кирилла Серебренникова «Ученик». Однако фаворитом церемонии в итоге стала драма «Монах и бес», победившая в четырех категориях. При этом звание лучшего фильма прошлого года досталось все же «Раю» Андрея Кончаловского.
Президент Спейси и летчик Козловский: смотрите на этой неделе
Премьеры наступающей недели не назовешь ожидаемыми. Например, в кино покажут российско-армянский проект «Хани мани». Знакомое название? Скорее всего, нет. Из всех новинок только об «Экипаже» было что-то известно заранее: его трейлер в последнее время крутили едва ли не на каждом третьем сеансе кино. Возможно, вы слышали и про «Элвиса и Никсона» — фильм, где обаятельнейший Кевин Спейси вновь перевоплощается в американского президента (на этот раз настоящего). Об остальных новичках проката широкая публика вряд ли знает. С них и начнем.
«Выбор» — это мелодрама про холостяка Тревиса Паркера, который развлекается, наслаждается жизнью и совсем не думает о браке и детях, и даже о девушке Габи, переворачивающей, по законам жанра, его жизнь вверх дном. «Выбор» снял Росс Кац, чья предыдущая работа «Взрослые новички» не снискала признания ни у зрителей, ни у критиков. Зато как продюсер Кац номинировался на «Оскар» в категории «Лучший фильм» за картины «В спальне» и «Трудности перевода». Новую ленту Кац снял по мотивам одноименного романа американского писателя Николаса Спаркса, автора бестселлеров о любви и судьбе.
По сюжету, летчик-новичок пытается освоиться в гражданской авиации, испытывая давление со стороны начальства и сталкиваясь с непониманием коллег. Во время одного из рейсов герои Козловского и Машкова получают сообщение о землетрясении на острове в Юго-Восточной Азии и решают спасти попавших в беду людей.
Вторым российским проектом в IMAX будет новый «Экипаж»
Студия «Тритэ», принадлежащая Никите Михалкову, приступила к работе над фильмом «Экипаж», который станет вторым отечественным проектом в формате IMAX. Первым, напомним, была военная драма Федора Бондарчука «Сталинград».
В основе сюжета ленты — одноименный советский фильм-катастрофа 1979 года, режиссером которого выступил Александр Митта. Продюсеры нового «Экипажа» настаивают на том, что их проект будет не ремейком, а «самостоятельной историей о романтической профессии летчиков гражданской авиации».