Скатываясь на дно. Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»
Если можно было собрать полный набор самых пошлых голливудских штампов в одном фильме, то Ксавье Долан со своей картиной «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» мог бы смело крикнуть «бинго!». Канадский постановщик, к которому после премьеры его дебюта «Я убил свою маму» в двадцатилетнем возрасте на Каннском кинофестивале прилип статус «вундеркинд», впервые решился снять кино на неродном для себя английском языке, да еще и с россыпью узнаваемых голливудских звезд. Поскольку слово «банально» как нельзя кстати подходит к рецензируемой картине, то и не грех будет использовать затертую до дыр фразу, что фильм Долана потерялся при переводе. Что, возможно, прекрасно, красиво, виртуозно звучало бы на французском, здесь на экране из уст англоговорящих актеров и актрис звучит слишком топорно, пошло и до скрежета зубов вторично.
Диалоговая сторона сценария кажется самой неперевариваемой частью фильма (особенно в русском дубляже, где всем персонажам добавили одинаковую раздражающую интонацию: навзрыд), так еще и структурно лента Долана ничем не удивляет. Начинается повествование с того, что вынесено первым в название фильма, — подающая надежды голливудская звезда Джон Ф. Донован (Кит Харингтон, почему-то оставшийся в образе Джона Сноу, как в плане внешнего вида, так и актерской игры) найден мертвым в номере какого-то отеля. Затем следует монтажный переход на 11-летнего юнца по имени Руперт (Джейкоб Тремблей), который узнает о смерти своего кумира из некролога по телевизору в каком-то кафе. Мальчик расстроен, потому что вел длительную переписку с Джоном, о которой в конечном итоге узнали все, включая прессу и маму Руперта, Сэм (Натали Портман).
Имя канадского постановщика наверняка воздействует на коллег по цеху как заклинание, вызывающее комплекс неполноценности («Ксавьедоланио!» — как вам такой вариант?). Оно и понятно: первый завершенный сценарий полного метра в 17 лет, премьера режиссерского дебюта в 20 (причем не где-нибудь, а в Каннах) и моментально сложившийся статус инфлюенсера и одного из самых самобытных голосов в мировом кинематографе XXI века.
Смотр отечественного кино перевалил за середину и ожидаемо добрался до остросоциальных картин. На Черноморском берегу свой четвертый полнометражный фильм представил самый молодой и самый титулованный участник основной конкурсной программы — Иван И. Твердовский. Обласканный российскими и западными критиками, как и коллегами по цеху, 29-летний вундеркинд привозил в Сочи «Класс коррекции» про «неудобных» детей и «Зоологию» про хвостатую смотрительницу зоопарка. Оба раза работы Твердовского были отмечены наградами, так что в его участии даже есть некоторый азарт, учитывая, что соперники у него как никогда сильные, а новая драма «Подбросы» — актуальна и бескомпромиссна. Несмотря на радушный прием, постановщик заметно нервничал, вспоминая на сцене скончавшуюся накануне Киру Муратову и ее внутреннюю свободу. Эту свободу он сам пытался пронести в себе все 26 месяцев производства «Подбросов».
Сюжет разворачивается вокруг мальчика-подкидыша Дениса (Денис Власенко), всю свою жизнь прожившего в интернате. 16 лет назад непутевая мать (Анна Слю), сама еще подросток, отказалась от него из-за нехватки денег и напуганная тем, что парню диагностировали редкое заболевание — он практически не чувствует боль. Спустя годы мама возвращается в жизнь уже выросшего юноши и, несмотря на протест директора интерната, увозит его в Москву. Там с ее же подачи Денис становится частью преступной группировки, в которой оказываются повязаны полиция, врачи скорой помощи и суд. Вместе они разыгрывают смертельно опасный спектакль — подбрасывают Дениса под колеса богатеев, чтобы разводить их на крупные деньги. Не знавший родительской любви и одобрения посторонних Денис счастлив быть полезным, пока однажды операция не срывается, и подельники не показывают свое истинное лицо…
Сегодня на Лазурном берегу подходит к концу второе по значимости кинособытие года. 67-й Каннский кинофестиваль закрывается, оставляя бывалых киноманов в волнительном предвкушении. Ведь для кого-то год пройдет под знаком «Интерстеллара», «Люси» и третьей части «Хоббита». Другие же будут штурмовать кинотеатры в ожидании очередной работы дерзкого вундеркинда и любимчика публики Ксавье Долана, живого классика кино Жана-Люка Годара или летописца современной России Андрея Звягинцева. А пока итоги подведены, фавориты сформированы и победители названы, а их, как говорится, не судят.
Мы же решили совершить небольшой экскурс и остановиться поподробнее на десяти самых занятных, на наш скромный взгляд, картинах, представленных на юге Франции этой весной. Для начала несколько слов необходимо сказать о фильме-открытии Канн 2014.