Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
14.04.2016 21:21

Ад от первого лица. Рецензия на фильм «Сын Саула»

«Сын Саула» — кино не просто очень тяжелое, оно почти неподъемное. Режиссер будто пинком выталкивает зрителя прямо в эпицентр ада на Земле — бараки концлагеря Освенцим — и говорит: «Держитесь вот этого парня, далеко не отходите». Этот парень — член зондеркоманды Саул Аусландер, чьи лицо, затылок или спина находятся в кадре почти весь хронометраж фильма. На все происходящее мы смотрим практически его глазами, из-за чего «Сын Саула» ужасно напоминает распиаренный экшен «Хардкор». Вот только в амбициозном проекте Ильи Найшуллера хардкор вымышленный, а в оскароносной драме Ласло Немеша — настоящий.

По сюжету, Саул — венгерский еврей, в чьи обязанности наравне с другими участниками зондеркоманды входит сопровождение вновь прибывших пленников в газовые камеры с последующими обработкой (вырывание золотых зубов, обыск вещей на предмет ценностей) и уничтожением трупов. Однажды в одном из трупов он, как ему кажется, узнает своего сына, и с этого момента Саул становится одержим идеей найти раввина, чтобы достойно проводить ребенка на тот свет. Взрослый еврей намерен похоронить еврейского мальчика по правилам иудаизма и с помощью настоящего раввина, и все это происходит в Освенциме.



«Сын Саула»
Русский тизер



Зондеркоманды формировались из самых физически крепких узников лагерей смерти, но, учитывая специфику работы, в этом департаменте ада все равно была повышенная текучка. Многие сотрудники предпочитали такой работе суицид, а те, кто выживал, выгорали в мгновение ока, из человеческих особей превращаясь в функциональные части мясорубки, после чего практичные нацисты их казнили и набирали новых. Эта информация важна для понимания психологического состояния главного героя: он уже какое-то время отработал на своем посту, и срок службы его души к моменту показанных в фильме событий почти истек.



Благодаря ошеломительной игре актера-новичка Гезы Рерига мы понимаем это с первых же кадров. Лицо Саула выглядит так, словно его хозяин уже умер, но никому об этом не сказал и продолжает работать по инерции. При появлении в кадре тела мальчика в пустых глазах Аусландера мелькает какое-то еле заметное движение, но сразу же исчезает. Почему — не будем говорить, чтобы избежать спойлеров. Рериг играет так, что начинает казаться, будто в этом мертвом месте еще осталось что-то живое, и это живое — надежда. Даже если тот несчастный ребенок не его сын, похоронив его по правилам, Саул сохранит остатки собственного рассудка.



Мальчик для Саула — как стакан воды для человека в шоке: он держит его в руках и на подсознательном уровне понимает, что пока стакан стеклянный, а вода жидкая и прозрачная, мир не рухнул. Так же и Саул — если хоть кто-то умрет в этом жутком месте по-человечески, значит, еще не все потеряно. Но это не так. На самом деле мир рухнул давно, и в финале вам станет понятно, что вышеупомянутых остатков рассудка у членов зондеркоманды не может быть по определению.



Переходим к принципиальному вопросу для наших зрителей, которых непросто заманить в кино на фестивальный фильм, — стоит ли смотреть «Сына Саула» на большом экране? Определенно стоит. В первую очередь потому, что такого оглушительного эффекта присутствия вы не встретите ни в одной картине про Холокост. И это, безусловно, заслуга режиссера-дебютанта. Он без прелюдий окунает нас в самое пекло, оставляя при этом все самое страшное расфокусированным и размытым. Однако знакомый с историей Освенцима человек без труда расставит метки самостоятельно — это крематорий, это морг, а это труп молодой женщины, который бесцеремонно волокут чьи-то грязные руки по грязному полу.

Помимо «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Сын Саула» удостоился «Золотого глобуса», четырех призов Каннского кинофестиваля, включая Гран-при жюри, и более 30 других наград. И это как раз тот случай, когда критики углядели в фильме не только чистое искусство, но и удачную попытку взаимодействовать с его реципиентом, как бы хорошо или плохо тот ни был подготовлен к этому зрелищу и как бы ни относился к Холокосту.

Немеш снял эталонно реалистичный фильм, в котором аудитория является непосредственным участником событий. Зритель здесь — Данте Алигьери, а Саул — молчаливый Вергилий, спина которого, как живой щит, заслоняет нас от леденящих душу криков жертв и пронзительных взглядов мучителей. Долгие дубли только усугубляют ощущение безграничной преисподней вокруг. К середине фильма затылок главного героя не то что перестает раздражать, а наоборот, становится необходимым условием для дальнейшего просмотра. Кажется, если Саул покинет кадр, а оператор наконец настроит фокус как следует, ты, оставшийся без защиты, протянешь недолго — просто шагнешь в газовую камеру добровольно, лишь бы прекратить эту нечеловеческую муку. Поэтому да, держитесь этого парня, далеко не отходите.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
62
Пианист
The Pianist (8.50)
63
Жизнь прекрасна
La vita è bella (8.50)
64
Головокружение
Vertigo (8.50)
65
Жизнь других
Das Leben der Anderen (8.50)
66
Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая
Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (8.40)
67
Гладиатор
Gladiator (8.40)
68
Храброе сердце
Braveheart (8.40)
69
Зеленая миля
The Green Mile (8.40)
70
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
71
Озарк
Ozark (8.40)
весь топ