Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
27.06.2011 15:00

«Фестиваль фестивалей»: история американского «грайндхауса»

В основном конкурсе проходящего в эти дни в Петербурге «Фестиваля фестивалей» принимают участие порядка 30 картин из разных стран, среди которых отдельного внимания, безусловно, заслуживает документальный проект Элайджи Дреннера «Американский грайндхаус». Дебют Дреннера в полном метре состоялся в 2010 году. Свою картину режиссер посвятил уникальному явлению в американском кинематографе — жанру «грайндхауз» (или «эксплуатационное кино»).

Российского зрителя с этими терминами впервые познакомили Квентин Тарантино и Роберт Родригес. Их картины «Мачете», «Планета страха» и «Доказательство смерти» продемонстрировали, что знаменитые режиссеры смотрели в детстве и что им по-настоящему нравилось. И вот что выяснилось.

Среди многообразия голливудских фильмов существуют картины категории «Б», эксплуатирующие в целях быстрого заработка популярные темы: секс, насилие, ужасы. Подобные картины привлекают зрителя сенсационной тематикой, а само качество картин порой бывает сомнительным, что не делает их менее популярными. «Грайндхауз» («мясорубка», «эксплуатационное кино») стал неиссякаемым источником вдохновения для многих знаменитых американцев, включая и мэтра киноиндустрии Стивена Спилберга.

Документальная лента Дреннера исследует историю возникновения и многолетнее развитие столь популярного течения, возраст которого равен практически самому кинематографу.

«Как только была изобретена первая кинокамера, через пять секунд появился "грайндхауз"».

За практически столетнее существование «грайндхауса» он неоднократно менялся, поддаваясь влиянию вкусов публики, и сам оказывал влияние, в частности, на «мейнстрим». Потакая ожиданиям зрителей, «грайндхаус» шокировал, с каждым разом накаливая градус допустимого. Так, демонстрация обнаженного женского тела в начале 20-го века превратилась в откровенную порнографию в начале 21-го. А оторванные конечности и лужи крови «вышли» из подполья, захватив большой экран и крупнейшие голливудские студии, штампующие «Челюсти».

Расцвет же эксплуатационного кино пришелся на 70-е годы в Нью-Йорке. Сорок Вторая улица, на которой располагалось огромное количество кинотеатров «грайндхауз», стала самой популярной в городе. Несмотря на простоту сюжетов, низкий бюджет и отсутствие хоть какой-нибудь идеи, «эксплуатационное кино» оказало большое влияние на мировой кинематограф.

В 30-е годы «грайндхаус» влиял на картины в стиле «нуар», в 60-е — на короля ужаса Альфреда Хичкока, снявшего культовый «Психо». В 70-х на первый план выходит жанр ужасов. Знаменитые «Челюсти» и «Пираньи» — прямой результат воздействия «эксплуатационного кино».

Документальный проект Дреннера насыщен богатой кинохроникой того времени, интересными комментариями режиссеров и актеров, работавших в жанре «грайндхаус». Историки кинематографа Джон Лэндис (на фото) и Джо Данте делятся со зрителем своими уникальными наблюдениями и опытом.

Фестиваль продолжает свою работу, а мы следим за развитием событий.
Приятного киносмотра!
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
132
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
133
Взвод
Platoon (8.10)
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
135
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
136
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
137
Рататуй
Ratatouille (8.10)
138
Выпускник
The Graduate (8.10)
139
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
весь топ