Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
20.02.2013 20:03

«Хичкок». Недобрый дядюшка Альфред. Рецензия

Альфред Хичкок может побороться за звание самого неприятного голливудского режиссера — истории о том, как именно и зачем он издевался над актерами, третировал близких и насмехался над всем, что свято, давно уже вошли в золотой фонд воспоминаний о кинематографе 60-х.

В баойпике «Хичкок», выходящем на российские экраны 21 февраля, к счастью, все эти банальности отошли на второй план. Да, говорит Саша Джервази, все мы и так знаем, что дядюшка Альфред невыносим, мы помним о том, что он одержим кино, что он тиран, что режиссера хлебом не корми — дай кого-нибудь задеть за живое. Все это так, но что делает Хичкока Хичкоком? Эти мелочи? Нет.

Зритель лишен радости лицезреть детство и юность Альфреда: вместо чистых глазенок режиссер показывает Хича (так классик жанра просит себя называть) в эпоху перемен, на пути к главному своему шедевру. Хичкок (Энтони Хопкинс, загримированный так, что не похож сам на себя, и играющий так, что иногда кажется, что никакого Хопкинса тут вовсе нет) уже прославлен картинами «Головокружение» и «На север через северо-запад», и теперь, ломая самого себя, жену, студию Рaramount и цензуру, должен создать что-то новое.

С «Психо» начинается поздний Хичкок, а это потрясающие «Птицы» и собирающая все сюжеты режиссера воедино Марни. В жертву этому великолепию гений готов принести дом и бассейн. Педант Хич, сачком ловящий листья, плавающие то тут, то там, и злящийся не на себя, а на мироустройство, которое никак не хочет прийти к порядку, — самый сильный эпизод картины, и все было бы довольно просто, если бы не несколько разной степени разработанности линий.



Первая — это, конечно, жена великого режиссера, сценарист Альма Ревиль (в исполнении Хелен Миррен), стальная женщина, находящаяся в тени гения и очень быть этой тенью уставшая. Альма бросает Хичу вызов, и он, не имеющий, по ее же словам, ни малейшего представления о том, что бывает между мужчиной и женщиной, сдается. Жена ревнует, но эта ревность — особого рода: она не столько к женщинам, сколько к самому Хичкоку. Да, именно так: Альма ревнует Хича к Хичу — своего Хича к чужому. А уж киношные блондинки (например, исполнительница главной роли в новой картине мастера Джанет Ли, которую играет Скарлетт Йоханссон) здесь — лишь приправа к основному блюду.

Вторая линия — ужас. Хич во время премьеры «Психо» дирижирует страхом зала, а когда героиня Ли не хочет правильно кричать в ванной (самый знаменитый и скандальный эпизод фильма, кстати), сам берется за нож. Режиссеру снятся кошмары, а герой его ленты приходит к создателю в гости, и довольно простая мысль о том, что «мастером саспенса» можно стать, лишь то и дело превращая свою жизнь в ад, расшифрована в «Хичкоке» со всем тщанием. Хичу ужас нужен все для той же сборки мира, который оказывается неполным без умения не просто бояться, а выворачиваться наизнанку от краткого понимания того, как ты сам устроен на самом деле.



И, наконец, третья — целомудрие. Хичкок открывает американскому зрителю кошмарные бездны человеческой низости (никаких бензопил, никаких массовых жертв, настоящее убийство – всегда камерно), и сам при этом увлечен глубинами падения, но он теоретик, а не практик. И только единожды скользит в картине призрак другого Хича, хладнокровного маньяка, но нет, нет, нет — едва разглядишь. Главный герой даже с актрисами не спит (хотя стоило бы ему захотеть...), он настолько чист, что у каждого могло появиться подозрение о том, что «что-то тут не так».

Все тут так.

Стоит ли идти на «Хичкока», если вы не фанат режиссера и не слишком понимаете, в чем разница между «Психо» и «Птицами»? Стоит. Да, Саша Джервази не всегда точно воспроизводит биографические детали, немного домысливая Хича, но любая биография — это всегда плод совместного творчества автора и его героя. Кроме того, в самом главном режиссер и точен, и тонок, и убедителен.



Если совсем коротко, то перед нами грузный американец, совершеннейший infant terrible, хам, выскочка, мрачный шутник и одинокий художник, который меньше всего похож на творца, а больше всего – на бухгалтера из Бостона. Этот бухгалтер первым в кино посчитал человека и взвесил, вычел страх, разделил на утомленную гордость, прибавив к этому неизвестность – полученный результат испугал его, но забросить эту математику было уже невозможно. Так ребенок разбирает все, что под руку попадется: конструктор, будильник, велосипед, телефон, — каждая пружинка важна, когда тебе шесть лет, когда ты хочешь дойти до самой сути, но еще не знаешь, что никакой сути нет.

Мастера саспенса в байопике совершенно справедливо играет Энтони Хопкинс, тот самый Ганнибал Лектер, который потчевал одну из своих жертв ее же собственными мозгами. Когда дело касается Хичкока, не верьте в совпадения.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
68
Храброе сердце
Braveheart (8.40)
69
Зеленая миля
The Green Mile (8.40)
70
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
71
Озарк
Ozark (8.40)
72
Гравитация
Gravity (8.40)
73
Секреты Лос-Анджелеса
L.A. Confidential (8.40)
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
весь топ