Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
10.01.2022 19:00

Под куполом цирка. К юбилею «Величайшего шоу мира»

Сверкающий, бурлящий, соблазнительный мир безумной красоты, громкого смеха и захватывающего дух восторга, чьи волшебные мелодии ведут за собой зрителей от шести до шестидесяти. Мир ритма, радостного возбуждения, ловкости, храбрости, музыки, танцующих лошадей и летающих звезд. Именно так Сесиль Б. Де Милль описывает цирк во вступительной речи к «Величайшему шоу мира». Каждый, кто хоть раз бывал здесь, смеялся над клоунами или задерживал дыхание, наблюдая за акробатами, не понаслышке знает, насколько загадочен и удивителен этот мир. Когда-то и кинематограф поддался магии цирка, и огромная заслуга в этом принадлежит как раз Де Миллю. Именно он стал тем волшебником, который увлек Голливуд под купол.

Де Милля недаром считают одним из отцов-основателей американского кинематографа. Он был редким примером режиссера, сумевшего без потерь перейти из немого кино в звуковое. В 1951 году он скооперировался с легендарным цирком братьев Ринглинг, Барнума и Бейли, чтобы превратить голливудских звезд в настоящих циркачей, задокументировать закулисную жизнь шапито и создать свое «Величайшее шоу мира». Даже сегодня, по прошествии 70 лет с момента выхода фильма, смотреть его — истинное удовольствие.



Первым права на создание картины о братьях Ринглинг получил продюсер Дэвид О. Селзник. Он расхваливал свое будущее детище еще до начала съемок, утверждая, что пригласит таких звезд, как Ширли Темпл, Грегори Пек и им подобных. Поговаривают, что таким образом Селзник отвлекал внимание прессы от более насущного вопроса — он собирался перебраться на телевидение, которое на тот момент становилось серьезным конкурентом Голливуда. Через год права на фильм о цирке братьев Ринглинг оказались бесхозными, и Де Милль, мечтавший снять подобный проект с 1940 года, ухватился за эту возможность. Он не просто хотел создать спектакль или традиционный драматический взгляд на иную сферу развлечений, отличную от кино, но собирался реалистично показать цирковую жизнь.



В угоду той самой реалистичности весь сезон 1949 года Сесиль Б. Де Милль провел в компании цирка братьев Ринглинг. Он пытался понять людей, которых будет изображать в своем фильме, коллекционировал анекдоты, запоминал характерный сленг. Большинство сцен «Величайшего шоу мира» были сняты во время тура с реальным цирком. Павильонам звукозаписи и гламурному искусственному освещению Де Милль предпочел более реалистичную обстановку, и несмотря на это его представление от недостатка ярких красок не страдает. Порой режиссеру вменяли в вину тот факт, что «Величайшее шоу мира» смахивает больше на документальный, нежели драматический фильм, но чего ленте точно не занимать, так это интересных персонажей.

Проделанная сценарная работа в итоге заслужила «Оскар» и похвалу американских киноакадемиков, но прежде чем остановиться на финальной версии, Де Милль отверг несколько вариантов текста. Он знал, что его история должна быть захватывающей и искренней. Каждый персонаж привносит свою лепту в раскрытие закулисной жизни цирка. Упрямые герои, безрассудные сорвиголовы, талантливые самолюбцы, ревнивые злодеи — всех их Де Милль собрал под одним куполом.



Нешуточные страсти кипели уже на стадии кастинга фильма. На роль укротительницы слонов Энджел режиссер хотел пригласить Люсиль Болл, и та была согласна, но вскоре узнала о своей беременности. Кандидатуру Полетт Годдар отвергли из-за ее нежелания самостоятельно выполнять трюки, так что роль досталась Глории Грэм. В образе гимнастки Холли могли бы предстать Марлен Дитрих или Хеди Ламарр, однако сердце Де Милля завоевала Бетти Хаттон, хотя он взял с актрисы обещание, что к съемкам она сбросит вес. Ну а Чарлтона Хестона постановщик и вовсе пригласил после того, как актер просто помахал ему рукой, встретив на территории студии Paramount.

Де Милль всегда был требователен к своим актерам, и для «Величайшего шоу мира» он выбрал тех, кто готов был на время съемок стать настоящим циркачом. Хаттон научилась летать на трапеции, Грэм подпускала к себе слонов, а Корнел Уайлд и вовсе натерпелся страху — актер сыграл воздушного гимнаста, хотя в реальной жизни жутко боялся высоты. Вся проделанная работа не прошла даром: голливудские звезды органично вписались в компанию настоящих артистов цирка, которые с завидным постоянством появляются в ленте.

Смешение документального стиля съемки и драматической сценарной работы обеспечили «Величайшему шоу мира» две премии «Оскар». На тот момент Де Милль представил революционную комбинацию жизненного спектакля и голливудской манеры повествования. Сам режиссер, к слову, стал закадровым голосом киноленты, проведшим зрителей за кулисы. Пусть многие критики до сих пор считают, что «Величайшее шоу мира» менее других номинантов заслуживало премии «Оскар» за лучший фильм 1952 года, но стоит согласиться, что Де Милль снял великолепный, яркий, бурлящий спектакль, который к тому же стал самым кассовым релизом года. Сам Стивен Спилберг никогда не скрывал, что именно после просмотра «Величайшего шоу мира» он заинтересовался кинематографом.



Глядя на «Величайшее шоу мира» глазами современного зрителя, понимаешь, что это не просто история о цирке. Это история о падении классического голливудского кино, которое последовало за смертью Сесиля Б. Де Милля. Пожилые владельцы цирков не знают, как и дальше давать представления, ведь в маленьких городках их прибыль неустанно снижается. Брэд Брэйден (Чарлтон Хестон) видел во французском акробате Себастиане (Корнел Уайлд) шанс на спасение своего цирка, равно как и фильммейкеры, вдохновленные Французской новой волной, пытались спасти американский кинематограф. Звезды старого Голливуда ушли на второстепенные роли, на их место пришли молодые и смелые. Едва ли Де Милль догадывался, что произойдет с Голливудом в 60-е, однако его «Величайшее шоу мира» затрагивает важную тему — тему перемен. А уж Де Милль о переменах знал многое. За свою карьеру он снял более 70 картин, и даже исчезновение немого кино не остановило его, как многих других режиссеров. Величайшие шоумены понимают, как приспособиться к новым условиям, потому что шоу должно продолжаться несмотря ни на что.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
154
Звездный путь
Star Trek (8.00)
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
156
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
162
Прислуга
The Help (8.00)
163
Шрэк
Shrek (8.00)
весь топ