«Гонзо: Страх и ненависть Хантера Томпсона»: рецензия
Огромное ранчо в собственности и целый арсенал оружия — вот к чему на старости лет пришел профессиональный возмутитель американского спокойствия Хантер Стоктон Томпсон. Но и это его не угомонило. Пришлось-таки выстрелить себе в рот.
Байопики и документальные фильмы о таких людях-легендах, как Хантер Томпсон, нужны для того, чтобы их обросший мифами и байками образ не превращался со временем в карикатуру на них же самих. Проходит время, и академик Сахаровстановится всего лишь одним из создателей водородной бомбы, Чингисхан — тираном и бандитом, а великий патриот своей страны и гениальный репортер Хантер Томпсон превращается в автора «той книги» про двух наркоманов и что-то там про гонзо, которое почему-то ассоциируется у российской молодежи со словом «гнать», то есть гонзо — этот тот, кто «гонит».
Между тем, для съемок документального фильма «Гонзо: Страх и ненависть Хантера Томпсона» были привлечены не только его жена, сын и ближайшие друзья, но также: президент одного из филиалов крупнейшего в мире клуба байкеров «Ангелы ада» Сонни Баргер, 39-й президент США Джимми Картер, сенатор и кандидат в президенты в 1972-м году Джордж Макговерн, писатель Том Вульф и целая толпа разношерстного и в свое время весьма высокопоставленного народа. Стали бы они вписываться в этот проект ради какого-то полоумного в коротких штанишках? Стали бы они начинать свои речи о нем словами: «Нет, ну он, конечно, подонок, но…»
Байопики и документальные фильмы о таких людях, как Хантер Томпсон, нужны также и для того, чтобы каждый человек на этой земле знал: все те легенды и байки, которые мы слышали о нем — правда чистой воды. Он действительно фанател от оружия и охотился (если это можно так назвать) на кабанов с автоматом, шмалял по соседской форели, да и вообще — его, как он сам говорил, «пистолетная проблема» заключалась в том, что Хантер стрелял каждый раз, как только ему предоставлялась такая возможность. И он действительно, встретив впервые «своего» художника Ральфа Стэдмена, накормил его, невинного в этом плане, псилоцибином. И он на самом деле баллотировался в шерифы Аспена, а его предвыборная программа содержала третьим пунктом легализацию «всех наркотиков, достойных употребления». Первым пунктом шла экология.
Известный факт — в журналисты идут те, кто искренне полагает, что может изменить мир. Из этой документалки мы видим, что и Хантер не только полагал это, но и видел пути. Он знал Конституцию, и ему было больно каждый раз, когда она нарушается. Больно до слез. По словам жены Томпсона, он плакал при ней всего два раза, и один из них был связан с нарушением гражданских прав. Война и гражданские права — вот две проблемы, которые никогда не давали покоя Хантеру. Страх и ненависть Хантера Томпсона были в его любви к Америке. Страх за то, куда она катится, и ненависть к тем, кто это допускает и способствует этому.
И журналист пошел дальше — в политику. В фильме показан даже сам момент подсчета голосов на тех выборах в Аспене, и множество интервью с очевидцами того, как «лысый фрик-наркоман пытается захватить механизм власти». Авторы «Гонзо» говорят: Хантер крут не потому, что мог смешивать все виды наркотиков и алкоголя и в этом состоянии еще и работать, а потом дожить до 67 (эта сторона его жизни практически не затрагивается), а потому, что вместо круглосуточных бдений на кухне и вечных разговоров о политике он шел и делал. Он пытался что-то изменить. Своим излюбленным методом «большого пинка под зад».
«День, когда я проиграл всего четырьмя процентами голосов, был самым удачным в моей жизни. Если бы я выиграл, я бы сейчас все еще сидел в тюрьме», — писал Хантер. Значит, прекрасно понимал, что он делает, и чем это все обычно заканчивается.
По форме «Гонзо: Страх и ненависть Хантера Томпсона» — обычное документальное кино об известной личности: архивные записи, интервью с постаревшими современниками, нарезка из фильмов, нарезка из фотографий. Главное здесь — содержание, которое возвращает карикатурному персонажу его настоящие живые черты. Благодаря этому фильму Хантер из наркомана и дебошира, до которого его упростил масскульт, превратился обратно — в большого патриота и пассионария. Теперь понятно, почему не получается быть таким же крутым как Хантер, даже если сделать татуировку в виде кулака с двумя большими пальцами и зажатым в нем пейотлем, регулярно «закидываться» всем подряд и писать гениальные обличительные тексты в «жэжэшечке».
По фильму видно, как уже в девяностые у Хантера перестали блестеть глаза той священной злобой, которая поднимала его на активные действия. Он стал испытывать вину за то, что не может объяснить сыну события, которые произошли в стране за время его жизни. Но самоубийство не было импульсивным поступком, Хантеру было важно иметь возможность сделать это в любой момент, чтобы не чувствовать себя в ловушке. В картине есть сцена, где он с улыбкой на лице фантазирует, как пройдут его похороны, и понятно, что это не рисование, не игра. Хантер Томпсон всегда сам решал, куда ему идти, что принимать и о чем писать. И когда заканчивается его «футбольный матч», он тоже решил сам…