Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
21.01.2013 11:25

«Охотники на ведьм»: зло, еще одно зло и маленькие дети

Тема защиты детства в последнее время стала в России так актуальна, что даже неловко: где ж вы раньше-то были, защитники. Но это вопрос, конечно, риторический, вряд ли стоит ждать на него серьезного и вдумчивого ответа, не будем душу травить. Важно в этом сюжете то, что в Европе и США защита детства — история с давней традицией, есть в которой и такие дети, которых как-то и не знаешь, охранять ли от кого бы то ни было. Например, персонажей фильмов «Омен» и «Дети кукурузы» — там жертвами выступают как раз взрослые.

Картина Томми Виркола «Охотники на ведьм» хороша как раз тем, что позволяет заглянуть за кулисы процесса защиты детей и понять, какова же сегодня логика тех, кто выступает за счастливое детство.

Оставим в стороне красивости пейзажей, батальные сцены, пальбу, кровь и немного фрейдистский сюжет возвращения двух главных героев к своим корням — все это очень мило, но немного не о том.



В картине, снятой как продолжение одной из самых знаменитых сказок Якоба и Вильгельма Гримм акцентированы две ключевые линии противостояния вокруг заботы о детях.

Сами дети, заметим, вынесены за пределы повествования — они как бы есть, но в основном представлены запуганными пленниками. Ничего индивидуального — только месяц рождения, который нужен для совершения ведьмовского обряда. Ни характеров, ни индивидуальностей. Просто дети, вообще любые дети.

Первая линия противостояния — между охотниками на ведьм (выросшие в профессиональных убийц Гензель (Джереми Реннер) и Гретель (Джемма Артертон)) и самими ведьмами. Первые — циничны, жестоки, вооружены и обладают богатыми познаниями в области «ведьмоборства». Вторые — уродливы, линейны и сосредоточены только на одном — на пожирании детей. В этой битве на стороне ведьм играет и нелинейный персонаж — ведьма Мариэль (Фамке Янссен), которой дети нужны как раз для ритуала обретения бессмертия. Это сложное оправдание не спасает ее: погибает самой мучительной смертью.



Вторая линия противостояния — борьба городской полиции (шериф Беррингер (Питер Стормаре)), желающей навести порядок максимально быстро и не чурающейся жертв среди мирного населения, и городскими властями (безымянный мэр в исполнении Райнера Бока), которые прислушиваются к охотникам. Побеждают вторые, а лидеру первой группировки тролль Эдвард наступает ногой на голову. Никакая, в общем, война за детей не оправдывает беззакония и гибели тех, кто не виноват. Для того, чтобы понять, кто именно виноват, нужно не заниматься самодеятельностью, а обращаться в соответствующие инстанции.



Инстанции эти и в Европе, и в России называются органами опеки, если вы еще не поняли. За трешовым боевиком скрывается повествование о том, что существует где-то институт защиты детства, который прав лишь потому, что обладает заведомой правотой. Шерифу эти люди разбивают нос, ведьме в пылу сражения отрубают голову, получая от этого процесса, кажется, почти физическое удовольствие. Но они же защищают беззащитных: кто посмеет сказать им хоть слово?

Похищающие детей ведьмы — настолько безусловное зло, что для спасения от него призывается еще одно зло, просто сосредоточенное не на детях, а на ведьмах. И, кажется, никто в фильме не задается самым простым и очевидным вопросом, но нам не лень, мы спросим.

А за кем придут Гензель и Гретель, когда все ведьмы будут истреблены?

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
33
Помни
Memento (8.60)
34
Красота по-американски
American Beauty (8.60)
35
Американская история Х
American History X (8.60)
36
1+1
Intouchables (8.60)
37
Леон
Léon (8.60)
39
Апокалипсис сегодня
Apocalypse Now (8.60)
40
Гражданин Кейн
Citizen Kane (8.60)
41
Волк с Уолл-стрит
The Wolf of Wall Street (8.60)
весь топ