Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
17.07.2014 20:04

О рядовом Райане замолвите слово. Часть 2

Первая часть статьи лежит здесь.

На поле боя


Было решено начать съемки со дня высадки союзников в Нормандии. После продолжительных поисков на побережье Ирландии удалось найти подходящее место, которое в дальнейшем преобразилось в пляж «Омаха» благодаря воссозданным на нем противотанковым заграждениям и воронкам от разорвавшихся снарядов. Стивен Спилберг стремился к предельному реализму, и потому основой для декораций послужили знаменитые документальные фотографии Роберта Капы. Чтобы не было исторических ошибок и неточностей, потребовалась обстоятельная подготовка.



«Необходимо было определиться, например, что именно снимать. Первую волну высадки? Или вторую? — объясняет Том Хэнкс, — Во время первой волны все было по-другому: опускается трап, начинается высадка, и перед вами только пустынный пляж, который обстреливают союзники. А вот вторая волна… Опускается трап, и начинается настоящая мясорубка. Повсюду тела погибших товарищей, пляж в буквальном смысле завален трупами. У некоторых из них оторваны головы, а у кого-то все внутренности вывалились наружу и плавают в воде. Ужасно, что в конце концов все это стало привычным делом».




«Я думаю, Стивен хотел, чтобы зритель понял: в "день Д" все пошло не так. В конечном счете, победить помогла находчивость, изобретательность простых солдат и морских пехотинцев», — поясняет Том Сайзмор, сыгравший сержанта Хорвата. Герой Сайзмора — яркий, запоминающийся; он полноват, у него серьезное лицо, большие глаза и строгий взгляд. Майкл Хорват — надежный друг капитана Миллера (Том Хэнкс), которому тот во всем доверяет. Прямо как герои Эрнеста Боргнайна и Уильяма Холдена в фильме «Дикая банда».

Но леденящий кровь "день Д" — не главная часть сюжета, а всего лишь вступление к фильму, полному ожесточенных схваток и треска пулеметной очереди. Центральным событием этой картины является сражение за, казалось бы, не имеющий стратегического значения мост в разрушенном французском городке. Действие не останавливается ни на минуту; каждый взрыв и каждый выстрел заставляют зрителей содрогаться.

«Нам всем приходилось импровизировать, — вспоминает Мэтт Дэймон, сыгравший того самого рядового Райана, — А не мямлить заученные слова. Съемки были очень долгими и обстоятельными. Например, за одно утро мы успевали снять 15 взрывов, восемь сцен с участием каскадеров, бессчетное количество выстрелов, и, кроме того, надо было еще хорошо сыграть свою роль. Это было непросто». Капитан Дэйл Дай все время находился на съемочной площадке и следил за тем, чтобы актеры вели себя как солдаты.

В одной из сцен Эдварду Бернсу нужно передать Сайзмору гранату. Кругом гремят взрывы, актеры массовки падают, а Бернс выдернул чеку и кинул гранату не в руки Сайзмору, а над его головой. Впоследствии он шутил, что этот бросок стоил дороже, чем его собственный режиссерский дебют 1995 года — «Братья МакМаллен».



Однако Тому Хэнксу съемки в «Рядовом Райане» под руководством Стивена Спилберга показались не такими сложными в сравнении с другими проектами, в которых он участвовал: «Я только что закончил работу над мини-сериалом "С Земли на Луну". За те три года, в течение которых я продюсировал, это, пожалуй, был мой самый удачный проект... Снова побыть просто актером — это прямо-таки непростительная привилегия: от меня требовалось всего лишь играть капитана Миллера в красивейших лесах Англии и Ирландии».

Понятно, что Хэнкс может себе позволить не испытывать благоговейного трепета при работе со Спилбергом, но его «боевые товарищи» по съемкам не скупятся на восторженные отзывы. «Я понял, что знаю ничтожно мало о том, как создается кино, — признается Бернс, снявший помимо «Братьев МакМаллен» еще и фильм «Только она единственная», — Стивен Спилберг — настоящая энциклопедия кино: и в том, что касается его создания, и в плане истории кинематографа. Для меня, человека, мнящего себя режиссером, видеть, как он работает… Когда ему нужно донести свою точку зрения до окружающих, Стивен непреклонен». Сайзмор добавляет: «Спилберг всегда сохранял невозмутимость. Иногда она была напускной, иногда — пугала. Но всегда неизменно сопутствовала ему».



Сайзмор как никто другой рад, что ему довелось работать со Спилбергом, да еще и над «Рядовым Райаном». Ему так хотелось попасть именно к этому режиссеру, что он отказался от участия в съемках фильма «Тонкая красная линия» Терренса Малика.

«Я не ожидал, что из нас получится такая сплоченная команда, — удивляется Адам Голдберг (рядовой Меллиш), — Думал, к Спилбергу будет не подойти. Но он доверил нам своих героев, позволял нам импровизировать... И не просто позволял, а чуть ли не просил об этом».

Мэтт Дэймон, находясь на съемках, даже заключил пари, что сможет вникнуть во все, что Спилберг делал в течение дня, но сдался, «продержавшись» недолго: «Я знал, что такого шанса в жизни больше не представится: надо было учиться у него, впитывать все, что только можно. Мы начали работу с утра. Он рассказал, куда ставить камеру и как руководить процессом в целом; я почувствовал, что у меня начинает потихоньку плавиться мозг. Прошло полдня, и я понял, что мне надо присесть и отдохнуть, мне нечем было дышать. А ведь он был все еще на ногах, и ни о каком отдыхе речи не шло. Этот человек — сочетание таланта, дисциплины и неисчерпаемой энергии. Я был пристыжен».

Рядовой Райан собственной персоной


Когда Спилберг принял Дэймона в свои ряды, последний был, мягко говоря, не самым успешным человеком: даже на семейных праздниках ему приходилось из кожи вон лезть, чтобы его хоть кто-то услышал. Так что о мировой славе тогда и речи не шло. Спустя несколько месяцев после завершения съемок Дэймон стал самым популярным молодым актером Америки. Сейчас он — любимец голливудских агентов по кастингу, обладатель «Оскара», да еще и сыграл главную роль в фильме Спилберга. Он должен, по идее, быть довольным, как кот, налакавшийся сливок. Однако в нем нет ни следа «звездной болезни»: съемки в фильме об ужасах войны оказались хорошей «прививкой». На площадке Мэтт не был душой компании. Так как он играл того самого Райана, ему не пришлось мучиться со всеми остальными в лагере для новобранцев, где «свирепствовал» капитан Дай. Дэймон сидел в уютном отеле.



«Меня не пригласили в лагерь, — робко признается актер, — Это была такая хитроумная уловка со стороны Стивена. Ведь фильм-то о восьми ребятах, которые рискуют жизнью ради одного. Потому неудивительно, что в них зреет недовольство. И недовольны они тем самым одним человеком, из-за которого это происходит. Лагерь как раз был нужен для того, чтобы раздуть тлеющие угольки этого недовольства в полноценный костер: пока «спасатели», по самые уши вымазанные в грязи, мокрые и злые, засыпали в палатках, я нежился в уютной постельке. Потому, когда я приехал на съемки и, как ни в чем не бывало, поинтересовался, как прошла подготовка, стало видно, что она не прошла бесследно. Я так и не стал для них “своим”».

Актер также признается, что своим рождением его «супернова» обязана Робину Уильямсу. Именно он представил его Спилбергу. Они вместе были в Бостоне, где репетировали роли для фильма «Умница Уилл Хантинг», а Спилберг приехал туда, чтобы снять несколько сцен из ленты «Амистад». Когда Уильямс собирался навестить друга, он взял Дэймона с собой. Спилберг тогда вспомнил, что Мэтт играл в «Мужестве в бою». Для этой роли Дэймону даже пришлось сильно похудеть, и наблюдательный режиссер это тоже заметил. Спустя две недели Мэтта пригласили играть рядового Райана.



Поколение Х


Актеры много читали, брали интервью у ветеранов, без конца смотрели документальные фильмы. Они прошли «школу выживания» в лагере для новобранцев. Приходилось терпеть много неудобств, да и сам процесс съемок был не из легких. И все равно, когда они впервые увидели весь фильм целиком, были потрясены.

«Я был удивлен, нет — поражен, — вспоминает Хэнкс, — Не думал, что получится именно так. Не думал, что фильм будет таким тяжелым, серьезным, будет вызывать такие эмоции. Не думал, что психологическая драма героев окажется такой глубокой, пронзительной».

Сайзмор добавляет: «Несмотря на то, что у союзников был вполне конкретный противник — Германия и Гитлер, которого непременно нужно было остановить, — любая война, всегда и везде, ужасна. Без исключения».

«А меня съемки в этом фильме научили ставить себя на место другого человека, — подытоживает Дэймон. — Я понял, что не представляю себе, каково было им на той войне. Я унес собой чувство вины перед тем поколением. Мое поколение только и может, что ныть в разных ток-шоу по поводу всякой чуши (рано отняли от груди, ха-ха!). А ведь все относительно. Воевали-то не наемники, а простые ребята. Это вам не "Рэмбо"».

Это вам не «Рэмбо». Что еще здесь можно добавить?



Источник: Empire.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
188
Железный человек
Iron Man (7.90)
190
Поймай меня, если сможешь
Catch Me If You Can (7.90)
191
Драйв
Drive (7.90)
192
Мой парень — псих
Silver Linings Playbook (7.90)
193
Дневник памяти
The Notebook (7.90)
194
Однажды в... Голливуде
Once Upon a Time in Hollywood (7.90)
195
В погоне за счастьем
The Pursuit of Happyness (7.90)
196
Стартрек: Возмездие
Star Trek Into Darkness (7.90)
197
Девушка с татуировкой дракона
The Girl with the Dragon Tattoo (7.90)
весь топ