На «Ленфильме», одной старейших киностудий страны, приступили к работе над сериалом «Витязи». Это восьмисерийный проект в стиле фэнтези, главными героями в котором станут богатыри русских сказок и былин. Авторы сериала поставили весьма амбициозные цели: подогнать сюжеты и героев к современным реалиям так, чтобы они стали интересны нынешней молодежи. По их мнению, былинные богатыри смогут стать не менее популярными, чем голливудские супергерои.
«В последние годы в нашем кино все чаще обращаются к героям фольклора, но делают это больше в комедийном или эпизодическом формате, — сообщил председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук. — А вместе с тем в русском культурном каноне и сказках можно найти сотни готовых идей для сценариев, десятки объемных героев и невероятно богатую фактуру. "Витязи" — исследование этого бескрайнего сказочного пространства, поиск мотивов, созвучных и понятных современным зрителям».
Режиссер Валерий Тодоровский приступил к съемкам фильма «Гипноз» — совместного проекта российских и финских кинематографистов. Картина расскажет о молодом человеке по имени Михаил, который хочет с помощью гипноза избавиться от лунатизма. Для этого он начинает посещать сеансы доктора Волкова и в итоге полностью теряет контроль над собой, утрачивая чувство реальности. После того как одна из пациенток доктора-гипнотизера погибает, Михаил берется за расследование, в результате которого начинает подозревать в преступлении самого себя…
Тодоровский знаком с темой гипноза не понаслышке: он общался с советским гипнологом Райковым. Вспоминая о нем, режиссер говорит о той власти, которой обладает гипнотизер над пациентами: «Я хорошо помню свое тревожное ощущение, что он действительно претендовал на то, чтобы менять их личности. Все это время я размышлял: возможно ли менять людей? Возможно ли вмешиваться в их мир, внутренний мир? Возможно ли делать их лучше? И что значит — лучше? И для кого лучше?»
После того, как три уикенда подряд общие кассовые сборы российского проката поднимались выше отметки в 1 млрд руб., наступил вполне ожидаемый спад. Хотя результаты минувших выходных все равно можно назвать солидными. В общей сложности выручка кинотеатров составила порядка 934 млн руб.
На смену экранизации комиксов о Торе и приближающемся конце всего сущего пришел другой супергеройский блокбастер — «Лига справедливости». Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина, Аквамэн, Флэш и Киборг объединяются в команду для борьбы с могущественным противником, который угрожает безопасности всей планеты. Режиссером фильма по мотивам графических романов издательства DC выступил Зак Снайдер, а среди актеров, исполняющих главные роли, можно увидеть Бена Аффлека, Генри Кавилла, Галь Гадот, Джейсона Момоа, Эзру Миллера и Рэя Фишера. В российском прокате картина стартовала с отметки в 376 млн руб., что является хоть и неплохим результатом, но все же достаточно скромным по сравнению с другими проектами киновселенной DC. Так, лента «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в прошлом году освоила за премьерные выходные 530 млн руб., а «Отряд самоубийц» и вовсе смог заработать 762 млн руб. Правда, «Лиге справедливости» удалось превзойти стартовые сборы сольного фильма о Чудо-женщине, который в июне нынешнего года начал шествие по российским кинотеатрам с отметки в 226 млн руб., в итоге заработав чуть менее 485 млн руб. Но результаты творения Пэтти Дженкинс в нашем прокате нельзя назвать выдающимися. В долларовом выражении фильм смог собрать порядка $8 млн, тогда как в США получил $412 млн, а в мире в общей сложности около $409 млн.
Почти все дорогие и масштабные российские картины преследует один и тот же призрак, вызываемый иногда заявлениями создателей и актеров, а иногда и зрителями, которым жизненно важно сравнить новое кино с чем-либо уже увиденным. Так раз за разом на экранах оказываются «российские версии» лидеров мирового проката и «наши ответы» голливудским блокбастерам.
Для исторических же лент уготованы еще одни грабли: любой сюжет, рассказывающий о важнейших событиях минувших дней, падет жертвой историко-идеологической критики. Болезненное отношение к далекому и не совсем прошлому возникает из-за отсутствия хоть сколько-нибудь устаканенного осмысления истории, а его следствием становится яростная нетерпимость к вольным трактовкам фактов. «Викинг» Константина Эрнста и Анатолия Максимова, конечно, вновь обнажил эту проблему.
Российская академия кинематографических искусств назвала номинантов национальной премии «НИКА» за 2013 год. Событие это — не менее долгожданное, чем BAFTA для британцев. Ведь «НИКА» — главная кинопремия в России, странах СНГ и Балтии.
Как обычно, среди претендентов — только самые достойные представители отечественного кинематографа, которые будут соперничать за первенство в 16 номинациях. Особо отличившиеся деятели киноискусства получили индивидуальные награды уже сейчас.
Во вторник вечером состоялась церемония вручения кинематографической награды «Ника». Главный приз — за лучший фильм — ушел «Фаусту»Александра Сокурова. Картина по классической немецкой поэме, попавшая в самый нерв не только зрителю, удостоилась побед и в нескольких других номинациях: Сокуров был назван лучшим режиссером, Юрий Арабов — лучшим сценаристом, а исполнитель роли МефистофеляАнтон Адасинский — лучшим актером.
Впрочем, Адасинский разделил свою награду с Максимом Сухановым, который сыграл главную роль в фильме «Орда»Андрея Прошкина. Историческая лента о том, что у нашей культуры есть еще порох сами знаете где, стала еще одним триумфатором церемонии, собрав в общей сложности семь наград (тогда как «Фауст» заработал четыре).
Стали известны номинанты на награды Национальной Академией кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Лидером по числу упоминаний является картина Карена Шахназарова «Белый тигр», которая в этом году была отправлена на «Оскар» (но не попала в шорт-лист), а также фильмАндрея Прошкина «Орда» — один из претендентов на соискание премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший иностранный фильм» от нашей страны. Картина Шахназарова претендует на победу в 12 категориях, а лента Прошкина фигурирует в списке номинантов на «Золотого орла» 8 раз.
XI церемония вручения премий «Золотой орел» пройдет 25-го января в одном из павильонов Мосфильма.
Споры о морали и традиционных ценностях — главная политическая дискуссия последнего года, и, судя по накалу страстей, полемизировать придется очень долго: точек соприкосновения мало, моралисты бьют противников числом и наглостью, но уступают в адекватности, их противники разрозненны и малочисленны. Если бы на дворе стоял XIX век, на происходящее мгновенно отреагировала бы литература: Достоевский писал «Бесов», а Лев Толстой — «Анну Каренину», прямо отвечая на самые главные общественные запросы. Сегодня место романов занимает кино, и фильм Андрея Прошкина«Орда», снятый по сценарию выдающегося драматурга Юрия Арабова — лучшее подтверждение того, что у нашей культуры есть еще порох в пороховницах.
Сделана «Орда» прекрасно, но не устроила она предсказуемо почти никого. Консерваторы очень обиделись на трактовку истории (как будто художественное произведение должно буквально вопроизводить эпоху — расскажите об этом автору«Трех мушкетеров»), либералам не понравилось, что главный положительный герой — святитель Алексий (Максим Суханов) — носит рясу, а не проповедует ценности свободы (как будто мало на Руси было святых и подвижников). Это означает, что Прошкин попал в точку, создав по настоящему актуальную картину, в которой нет готовой и разжеванной правды.