Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
24.06.2011 21:40

Рецензия на фильм «Бобер»

Успешный владелец компании по производству детских игрушек Уолтер Блэк (Гибсон), впавший в депрессию, вновь возвращается к активной жизни с помощью Бобра, куклы-перчатки, которая живет своей жизнью и действует как вполне самостоятельная личность: отвечает за Уолтера на все вопросы, адресуется к нему в третьем лице и даже имеет свой собственный акцент. Поначалу эта метаморфоза, хоть и смущает окружающих, воспринимается как часть какой-то терапии, и жизнь Уолтера стремительно налаживается — но крах не заставит себя ждать, и, конечно же, надев на руку Бобра, глубинные конфликты внутри и вокруг своей личности герой только усугубляет. В том числе конфликты с женой и сыном, заканчивающим колледж. Вот, вкратце, сюжет картины — теперь попробуем расставить акценты.

«Бобер» — третий фильм, поставленный Джоди Фостер, два первых тоже были главным образом о проблемах внутрисемейных отношений. Сама Фостер называет процесс съемок терапией, помогающей ей преодолевать личные кризисы — «фильм появляется тогда, когда уже невозможно его не снять». Темы семьи, вундеркиндства, скрытого психоза для нее близки и во многом связаны с личной биографией, и в то, что своими картинами она как-то поддерживает собственное душевное равновесие, несложно поверить — это вообще нередкая практика для художников. О терапевтическом эффекте, который она получает от работы, зрителям объективно судить трудно, а вот качество режиссуры в этом продукте вдумчивой рефлексии — высокое.
«Бобер» получился умным американским фильмом, попадающим в нишу премьер фестиваля «Амфест» — ту, что посередине между мультинацоинальными блокбастерами и экстремальными независимыми, чуть ближе к первым — это то кино, которое снимают в Голливуде, но не с целью заработать миллионы в мировом прокате. «Полунельсон», «Маленькая мисс Счастье», «Джуно» — картины, конечно, разные по интонации — и тем не менее, сложно не сложить из них контекст. При этом, в отличие, допустим, от фильма Линн Рэмзи на схожую тему («Надо поговорить о Кевине»), также показанного в этом году в Каннах, «Бобер» не претендует на резкую оригинальность художественного стиля. В данном случае это, безусловно, комплимент — недостатки картины Рэмзи как раз связаны с не вполне удачным воплощением этого самого оригинального подхода.
Ключевым моментом «Бобра» можно считать реплику, которую произносит с трибуны выпускница колледжа в финале. «По правде говоря, я не в порядке», — говорит она в речи, в которой принято рассуждать о светлом будущем и благодарить маму и папу, — и в общем-то, картина главным образом об этом. Разумеется. Стоит делать скидку на то, что с другого континента легче делать национальные обобщения, но герои «Бобра» — не только люди, с которыми «не все в порядке», но и американцы, с которыми «не все окей». А мысль о том, что, вопреки стереотипам, с Америкой не все окей, для кинематографа США давно уже является программной.
Разобравшись более-менее к пятидесятым годам с освещением в кино преступности и расизма, Голливуд обратил свое пристальное внимание, среди прочего, на драму несоответствия реальности пропагандируемому благополучию. «Бунтарь без причины», «Беспечный ездок», «Бойцовая рыбка», «Завтрак у Тиффани». «Тельма и Луиза», «Пустоши», «Таксист» — лишь немногие из произвольного списка картин, в которых герои страдают от того, что жизнь в Штатах не похожа на то, какой ее преподавали в колледже. Этот список можно было бы продолжать, упомянув и о том, что одна из главных тем «хай-скул мувиз», которых каждый год штампуется огромное количество, — сложность попадания в социум. Это, конечно, уже слишком пространное обобщение, но такой мощный акцент целой кинематографии на одном конфликте — симптоматичен. Те же проблемы есть и у сына Уолтера Блэка, и у его подруги, и у самого героя Мела Гибсона, который по необъяснимым причинам не в ладах с реалиями своей успешной и, казалось бы, счастливой жизни. В этом смысле фильм Джоди Фостер принадлежит одной из лучших голливудских традиций, и продолжает ее на достойном уровне.



Наиля Гольман
Рубрика: Рецензия
Теги: , пост, рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
84
Лицо со шрамом
Scarface (8.30)
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
весь топ