Ваша первая реакция на фразу: «Голливудская экранизация известного исторического романа»? Лично у меня чаше всего в голове начинает вертеться одна и та же мысль: «Опять всё переврали. Испортили хорошую книгу. Да ну их… Пойду лучше почитаю». Но… Если Вам попадётся экранизация Последнего из Могикан Майкла Манн, заприте свой внутренний голос куда-нибудь поглубже в дебри Вашего мозга и просто насладитесь красивой историей любви, стирающей границы между слоями, народами, и даже между жизнью и смерть. Историей исчезнувших цивилизаций, которые пали под влиянием пришедших из вне людей. Историей о долге и дружбе, о предательстве и мести.
Я не буду сравнивать книгу и фильм. В большинстве случаев это абсолютно неблагодарное дело. Я просто хочу постараться передать людям, которые ещё сомневаются, смотреть ли этот фильм или нет, свои чувства и эмоции, возникшие после погружения в этот красивый, но пропахший кровью и порохом мир.
Cora Munro: The whole world is set on fire.
Трудно жить в состоянии по...
...стоянной войны. Белые воюют с белыми за земли, которые когда-то принадлежали коренным народам Северной Америки. Индейские племена выбирают себе союзников, примыкают кто к стану Британцев, кто - Французов. Они уже не те чистые дети лесов и прерий, каким были до прихода бледнолицых. Они больше не просят прощение у своих богов за то, что убили живое существо, пусть и для пропитания. Некоторые сами стали кровожадными животными, презрев заветы своих племен. Поэтому символично, что фильм начинается именно со сцены исконной охоты. Где есть только ты и зверь. И лишь духи рассудят, достоин ли ты сегодня добычи. Так живут Чингачгук и его два сына: Ункас, рождённый могиканином, и Соколиный глаз, Натти Бампо, бледнолицый по происхождению, но с душой коренного жителя континента. Они берут сколько могут унести. Живут по чести, по закону предков, и за это их уважают все: и поселенцы, и сохранившие ещё своё истинное достоинство сородичи. И когда трое этих охотников видят, что кто-то «вырыл топор войны», то даже на секунду в их головах не возникает мысли пройти мимо. Именно им должны сказать спасибо дочери британского офицера, волею судеб попавшие в самый эпицентр военных действий.
Два разных мира встречаются в образах Натаниэля и Коры, Алисы и Ункаса. Мир Коры и Алисы – это беззаботные дни в окружении шляпок, нянек, британских офицеров, светского общества. Девушки мало знают о реальной жизни. Они ещё дети, но судьба заставит их слишком быстро повзрослеть и сделать свой выбор. И Натти с Ункасом и Ченгачгуком будут рядом, поддержат, спасут, заставят идти дальше. Мир трёх охотников прост и сложен одновременно. Здесь выживает тот, кто заслуживает жизни: своей силой, скорее, в большей степени духовной, чем физической, своей честностью и преданностью.
Нет ничего удивительного в том, что Кора так быстро влюбляется в Натаниэля. Он благороден и смел, его слова никогда не расходятся с делом.
Cora Munro: What are you looking at, sir?
Hawkeye: I'm looking at you, miss.
Он тот, рядом с кем не страшно, ради кого пожертвуешь своей жизнью. Да, Дункан тоже готов на многое ради любви к Коре. Но момент, когда майор лжёт, дабы не отпускать ополченцев, ставит жирную точку в рассуждении Коры быть или не быть его женой. Он, конечно, потом искупит свою вину, не единожды. Но…
Любовь, преодолевшая разницу в социальных слоях, взглядах на жизнь и в воспитании, вспыхнувшая как пламя пушечного залпа, не сможет погаснуть так же быстро… Она не погаснет никогда. (Так хочется верить в существование такого же чувства в наше время). На мой взгляд, самая сильная сцена – это прощание под водопадом. В ней выражена вся любовь, вся нежность и нежелание мириться со смертью. Я могу по привычке привести цитату, даже предоставить перевод. Но нужный эффект не будет достигнут. Это просто нужно увидеть. Глаза Натти, пылающие от боли и страха. Обречённость во взгляде Коры. И одна боль на двоих.
О, столько мыслей, столько чувств. Они идут сплошным потоком, и я даже не успеваю записать одну идею, как на её месте появляется другая. Эмоции как бурная горная река, сминающая всё на своём пути, и, если не успеешь выбраться, её воды поглотят и тебя.
И за всеми этими чувствами не стоит забывать, что всё в этом фильме связано между собой паутиной образов, музыки, игры актёров, работы режиссёра и оператора. Обрежь хоть одну ниточку, и всё тут же рухнет. Будь в фильме задействованы другие актёры, не было бы той страсти, боли и красоты.
Дэниэл Дэй-Льюис – настоящий Соколиный глаз, ради которого в огонь и в воду, которому ты доверишь свою жизнь безоговорочно. Он тот, кто знает, как поступить, когда, казалось бы, нет выхода. Он пожертвует собой ради других, пусть даже незнакомых людей.
Мэдлин Стоу (Кора) - нежнейшее на вид создание, которое вот-вот воспарить над полем боя, но в следующий момент она без колебания отнимет жизнь у любого, кто осмелится обидеть её или Алису.
Джоди Мей (Алиса) – дух, бесплотный и безвольный, будто веревочкой привязанный к сестре, но такой же сильный внутри. Никто не ожидает от неё ничего героического, а зря… Эта девочка воплощение гордости, чистоты и бесстрашия. Пусть и на какие-то секунды, но заставившая Магуа испугаться её решимости.
Эрик Швейг (Ункас) – сын своего отца, всегда рвущийся в бой, ещё совсем мальчишка. Но он истинный воин, готовый погибнуть за честь той, которая поселилась в его сердце.
Уэс Студи (Магуа) – кровожадный убийца, истинный лидер, скорее всего заслуживший своё место не столько уважением, сколько страхом. Но и он дрогнул от решительности Алисы и отчаяния Чингачгука. Он стал тем, кто рушит всё на своём пути из-за застилающей глаза жажды мести. В нём давно умерло всё человеческое. Его мотивы можно понять, но не принять. Магуа – тот самый зверь, забывший свои корни и перенявший у бледнолицых самое плохое – жажду крови, алчность, предательство. Он больше не принадлежит этой земле. И, рано или поздно, он получит по заслугам, как бы пафосно это не звучало.
Рассел Минс (Чингачгук) – вот он, Последний из Могикан. Единственный представитель ушедшего за облака племени. Он последнее, что осталось от той великой цивилизации, которая жила в гармонии с природой и миром.
И один из важнейших действующих лиц фильма – это музыка. Эти звуки заставляют душу рваться на части, парить над горами, сражаться спина к спине с героями. Она не отделима от персонажей, она часть их. Это боль и стон народов, крики раненных, поцелуи возлюбленной. Это сама жизнь, написанная семью нотами.
Да, многое в фильме далеко от того, что написал Фенимор Купер. Но есть такие сцены, пропитанные настолько сильной энергетикой, что хотя бы за них стоит простить авторам такое самоуправство. Самое главное, что дух, идея произведения донесены до зрителя практически без изменений.
Я не знаю, смогла ли Вас убедить посвятить почти два часа своей жизни этому фильму. Надеюсь, что у меня получилось. Только запомните, это кино не только о любви, но и той части истории нашего мира, которую не стоит забывать. Мы идём завоёвывать, выжигая всё на своём пути, оставляя лишь пепел за своим спинами. И мы уже не сможем вернуться. Настанет день, когда просто некуда будет возвращаться. И тогда мы сожжём себя изнутри.
Нам стоит задуматься, готовы ли мы пожертвовать своей человечностью ради жажды наживы?
Вот о чём фильм. О двух разных мирах, о двух дорогах в этой жизни. И какую из них Вы выберете – решать только Вам.
скрыть