В Германии завершился юбилейный 70-й Берлинский международный кинофестиваль. Стартовал он 20 февраля, а фильмом открытия смотра стал «Мой год Сэлинджера» Филиппа Фалардо. В основной же программе фестиваля было представлено 18 кинолент.
Главный приз Берлинале жюри во главе с Джереми Айронсом присудило драме «Зла не существует» совместного производства Германии, Чехии и Ирана. Режиссер ленты Мохаммад Расулоф, к сожалению, не смог присутствовать на смотре, поскольку с 2017 года ему запрещено покидать Иран. Более того, на родине ему грозит тюремное заключение. Лента-победитель рассказывает четыре истории, объединенные темами силы духа и необходимости смертной казни.
Президент и арт-директор фестиваля Жиль Джакоб и Тьерри Фремо объявили сегодня на пресс-конференции список фильмов 66-го фестиваля в Каннах, в который вошли работы многих режиссеров-ветеранов фестиваля, в том числе и обладателей главного приза — Золотой пальмовой ветви. Российское кино в этом году представляет Таисия Игуменцева, чья лента «Отдать концы» заявлена в спецпоказе. В прошлом году короткометражный фильм Игуменцевой «Дорога на...» был отмечен призом конкурса Cinеfondation. Всего на участие в одном из самых престижных фестивалей, который пройдет с 15 по 26 мая, было подано 1 858 заявок. Высокое жюри возглавит режиссер Стивен Спилберг.
Вчера завершилась конкурсная программа Петербургского кинофорума. Закрывала «Новые территории» картина «Гешер», которую представлял ее автор — иранский режиссер Вахид Вакилифар. Это первый полнометражный фильм иранца, уже отмеченный наградой на международном кинофестивале в Объединенных Арабских Эмиратах.
Предваряя показ киноленты, Вакилифар рассказал о замысле и некоторых деталях своего фильма, название которого имеет несколько значений. Помимо основного («гешер» — одна из разновидностей краба, ползающего по морскому дну), иранский режиссер привносит в картину дополнительный смысл: «гешер» для Вакилифара символизирует непомерно тяжелый труд. Оба значения раскрываются по ходу неторопливого развития сюжета.
Вчера завершилась конкурсная программа Петербургского кинофорума. Закрывала «Новые территории» картина «Гешер», которую представлял ее автор — иранский режиссер Вахид Вакилифар. Это первый полнометражный фильм иранца, уже отмеченный наградой на международном кинофестивале в Объединенных Арабских Эмиратах.
Предваряя показ киноленты, Вакилифар рассказал о замысле и некоторых деталях своего фильма, название которого имеет несколько значений. Помимо основного («гешер» — одна из разновидностей краба, ползающего по морскому дну), иранский режиссер привносит в картину дополнительный смысл: «гешер» для Вакилифара символизирует непомерно тяжелый труд. Оба значения раскрываются по ходу неторопливого развития сюжета.
Кроме того, показ фильма Вакилифара стал своего рода акцией поддержки продюсера киноленты — сценариста и режиссера Мохаммада Рассолуфа, который (как и его ближайший соратник опальный режиссер Джафар Панахи) в данный момент находится в заключении в иранской тюрьме.
История создания ленты объясняет пристальный интерес международных фестивалей к творчеству молодого режиссера. Первоначально Вакилифар снял документальную ленту — историю трех иранцев, работающих в тяжелых условиях на газоперерабатывающем заводе. А затем из документального фильма сделал игровую картину, в которую добавил лишь одного актера. Все остальные «роли» играют настоящие рабочие с завода в Ассалуе, богатом газовом регионе на юге Ирана, куда стекается бедный люд в поисках маленького, но все же заработка.
И если говорить о «новых территориях» и прорывах, то пример «Гешера» — идеальный в данном случае. Вакилифар осваивает наиболее интересную (можно сказать, даже модную) тенденцию современного молодого кинематографа — сочетание документалистики и игрового кино. Результат поражает своей цельностью, при полном отсутствии пафоса и нарочитой идейности, которую режиссер ретуширует потрясающей художественной изобразительностью.
Иранский кинематограф продолжает оставаться интересным уже давно не своей экзотикой и политизированностью. Новое кинематографическое поколение предлагает действительно уникальные решения — бьет в болевую точку социального неравенства, не нанося при этом урон зрителю. Вахид Вакилифар, признавшийся в любви русскому искусству, режиссеру Тарковскому и поэту Маяковскому, тому пример.
«Гешер» — безусловный главный претендент на победу в конкурсной программе кинофорума. И морской конек с рыбьим хвостом Гиппокамп (главная награда Кинофорума) составит хороший дуэт своему собрату гешеру. Тем более что гиппокампом именуется не только мифологическое существо — царь рыб, но и отдел головного мозга, участвующий в эмоциональных реакциях. И награду Кинофорума получит человек, который сможет затронуть струны души зрителя. Его имя станет известно сегодня вечером. Церемония закрытия Кинофорума пройдет в Михайловском театре в 19.00.
Синопсис:
Хобад, Джахан и Незам оставляют свои дома и в поисках заработка отправляются в богатый газовый регион на юг Ирана. Хобад работает на заводе, ползая по трубам, как трубочист. Джахан устраивается водителем для бизнесменов и инженеров, которые едва замечают его присутствие и только жалуются на его машину. Незам работает в службе по очистке туалетов…
Тяжелые условия и низкие зарплаты вынуждают их, как и многих, ютиться в отсеках газопровода на берегу океана. Ночью они подключают электричество от аккумулятора машины Джахана, слушают музыку, звонят домой. Иногда заходят к соседям одолжить хлеба. Отправляют деньги женам, зашив их в плюшевые игрушки. Фотографируются в примерочных в одежде, которую не могут позволить себе купить. Участвуют в гонках по пустыне, чтобы заработать денег. А иногда просто сидят на берегу океана и лениво обсуждают, что может происходить на борту кораблей, пришвартованных там неделями…...подробнее