Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Александр Володин

Aleksandr Volodin
Александр Володин
Профессии: Режиссёр, Сценарист
Пол: Мужской
Родился: 10 февраля 1919, Водолей (105 лет назад)
Умер:: 17 декабря 2001 (82 лет)
Первый фильм: 1964
Последний фильм: 2014
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

25.08.2020 20:34

Чтобы чувствовали... К юбилею Георгия Данелии

Среди советских режиссеров-комедиографов имя Георгия Данелии стоит особняком. Смех в его картинах всегда шел рука об руку с щемящей душу тоской. Его фильмы стали отражением его самого — тонкие, элегантные, ироничные… Главному лирику отечественного кино сегодня исполнилось бы 90 лет!

Георгий Данелия родился в Тбилиси в семье военного инженера Николая Дмитриевича Данелии и режиссера Мери Ивлиановны Анджапаридзе. Вскоре после его рождения отца перевели в Москву, там и прошла почти вся жизнь режиссера. Данелия не раз называл себя коренным москвичом, но родину никогда не забывал. Пожалуй, главным доказательством этого стали его фильмы.
Читать полностью
Поделиться:

23.11.2019 19:53

К Бузыкину с любовью. Юбилей «Осеннего марафона»

Сегодня 40 лет исполняется «Осеннему марафону» Георгия Данелии. Культовый фильм по пьесе Александра Володина с Олегом Басилашвили, Натальей Гундаревой и Мариной Нееловой в главных ролях вышел на экраны на рубеже 70-80-х годов и представил зрителям колоритный портрет человека той эпохи, внутренние переживания которого близки и понятны нам и сейчас.

Драматург Александр Володин, написав автобиографичную пьесу «Горестная жизнь плута», осознал, что вышла-то не совсем комедия. Экранизировать историю должен был режиссер, который смог бы отразить глубину, скрытую за комичными жизненными перипетиями. Он обратился к Георгию Данелии, но тот решил отдать сценарий молодым кинематографистам. Однако Володин настоял — фильм должен снимать зрелый мастер. Тогда Георгий Николаевич передал сценарий Павлу Арсенову, но в нем драматург не увидел надлежащего интереса к своему детищу, и история снова вернулась к Данелии.
Читать полностью
Поделиться:

16.01.2015 17:00

Анатомия интимного единства. Рецензия на «Еще один год»

Трогательный в своей простоте и доступности отечественный ромком «Еще один год» может показаться скучным и необязательным для просмотра тем, кто не настроен на определенную волну. Влюбленным — слишком обыденным, хипстерам — недостаточно модным, поклонникам радикального артхауса — чересчур прямолинейным и недостойным глубоко анализа с привлечением всех мощностей эрудиции.

Но этот фильм станет истинной находкой для тех, кто истосковался по уютному кино о том самом «интимном единстве», про которое вещал герой Робина Уильямса герою Мэтта Дэймона в гениальной ленте «Умница Уилл Хантинг». Пожалуй, чего-то подобного мы ждали от отечественных киноделов (и уже почти отчаялись дождаться) аж со времен выхода «Неадекватных людей»...
Читать полностью
Рубрика: Рецензия
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.61

Все | Режиссёр | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Происшествие, которого никто не заметил
Происшествие, которого никто не заметил (1967)

Proisshestviye, kotorogo nikto ne zametil (5.10)

Сценарист [ скрыть ]


Еще один год
Еще один год (2014)

Eshche odin god (7.00)

Настя
Настя (1993)

Nastya (6.60)

Униженные и оскорблённые
Униженные и оскорблённые (1991)

Unizhennye i oskorblyonnye (6.80)

Sirano de Berzherak
Sirano de Berzherak (1989)
(0.00)

Две стрелы. Детектив каменного века
Две стрелы. Детектив каменного века (1989)

Dve strely. Detektiv kamennogo veka (4.80)

Мать Иисуса
Мать Иисуса (1989)

Mat Iisusa (0.00)

Слезы капали
Слезы капали (1982)

Slyozy kapali (7.10)

Назначение
Назначение (1980)

Naznacheniye (7.90)

Дульсинея Тобосская
Дульсинея Тобосская (1980)

Dulsineya Tobosskaya (5.40)

Осенний марафон
Осенний марафон (1979)

Osenniy marafon (7.80)

Пять вечеров
Пять вечеров (1979)

Pyat vecherov (6.90)

С любимыми не расставаытесь
С любимыми не расставаытесь (1979)

S lyubimymi ne rasstavaytes (6.40)

Смятение чувств
Смятение чувств (1978)

Smyatenie chuvstv (6.30)

Портрет с дождём
Портрет с дождём (1977)

Portret s dozhdyom (6.40)

Дочки-матери
Дочки-матери (1975)

Dochki-materi (6.70)

Звонят, откройте дверь
Звонят, откройте дверь (1967)

Zvonyat, otkroyte dver (8.30)

Происшествие, которого никто не заметил
Происшествие, которого никто не заметил (1967)

Proisshestviye, kotorogo nikto ne zametil (5.10)

Старшая сестра
Старшая сестра (1967)

Starshaya sestra (7.40)

Похождения зубного врача
Похождения зубного врача (1965)

Pokhozhdeniya zubnogo vracha (6.90)

Pet veceri
Pet veceri (1964)
(0.00)


Telegram-канал

Топ 250
166
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
167
Шоу Трумана
The Truman Show (8.00)
168
Дитя человеческое
Children of Men (8.00)
169
Неприкасаемые
The Untouchables (8.00)
170
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
171
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
172
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
173
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
174
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
175
Кровавый алмаз
Blood Diamond (8.00)
весь топ
25.08.2020
Чтобы чувствовали... К юбилею Георгия Данелии

Среди советских режиссеров-комедиографов имя Георгия Данелии стоит особняком. Смех в его картинах всегда шел рука об руку с щемящей душу тоской. Его фильмы стали отражением его самого — тонкие, элегантные, ироничные… Главному лирику отечественного кино сегодня исполнилось бы 90 лет! Георгий Данелия родился в Тбилиси в семье военного инженера Николая Дмитриевича Данелии и режиссера Мери Ивлиановны Анджапаридзе. Вскоре после его рождения отца перевели в Москву, там и прошла почти вся жизнь режиссера. Данелия не раз называл себя коренным москвичом, но родину никогда не забывал. Пожалуй, главным доказательством этого стали его фильмы. После окончания школы семья советовала юному Данелии поступать во ВГИК, аргументируя это тем, что «там хотя бы блат есть, а то ведь такого дурака куда еще девать». Отец считал работу в кино несерьезным занятием и предложил Институт кинематографии как крайний вариант. Но Георгий Николаевич выбрал свой путь и поступил в Московский архитектурный институт. После учебы по распределению Данелия попал в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов), в мастерскую перспективной планировки. Все бы так и продолжалось, если бы не вмешался случай. Однажды, возвращаясь с работы вместе со своим другом, Данелия увидел лежащего под забором человека, аккуратно одетого, в берете, очках и с часами на руке. Друзья решили его разбудить, испугавшись, что он долго здесь не пролежит — разденут. Проснувшись, незнакомец чинно сел и начал читать газету «Советская культура». На обороте газеты Георгий Николаевич увидел заметку о том, что Мосфильм объявляет набор на режиссерские курсы. Куда вскоре и поступил. Данелия потом напишет в своей автобиографии: «Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку». Заметка в газете станет отправной точкой большого творческого пути режиссера. Данелия снимет множество культовых фильмов, популярность которых не ослабеет и спустя десятки лет. «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!», «Паспорт» и другие — герои его картин по-прежнему любимы, цитируемы и, главное, актуальны. Однако сегодня, в юбилей режиссера, хотелось бы вспомнить одну картину, о которой незаслуженно забыли. Незаметный шедевр, прошедший лишь на периферийных экранах в свое время и поэтому не нашедший отклика в наше (фильм долго был запрещен, а потом выпущен лишь в ограниченный прокат). Трагикомедия «Слезы капали» 1982 года стала, пожалуй, самым точным отражением и личности Георгия Данелии, и его творческого почерка. Сам Феллини не раз признавался в любви этой картине, считая ее лучшей работой режиссера. «Грустная сказка» — так назвал фильм сам Георгий Николаевич. Сюжет завязывается на основе сказки Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»: злобный тролль создал волшебное зеркало, «в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Однажды ученики коварного творца случайно разбили зеркало, рассыпав на землю миллионы маленьких осколков. Если такой осколок попадал кому-нибудь в глаз, то человек начинал видеть только плохое, а если в сердце — то оно тотчас превращалось в кусок льда. Андерсен рассказал о двух осколках, попавших в глаз и сердце маленькому Каю, а о третьем поведали сценаристы картины «Слезы капали» Кир Булычев и Александр Володин. Он попал в глаз к добропорядочному советскому гражданину Павлу Ивановичу Васину, жителю небольшого города Зареченска. В одно мгновение всеми любимый и для всех удобный «хомячок» превратился в озлобленного и разочарованного в жизни товарища Васина. Его начинают раздражать семья, коллеги, он перестает слышать музыку — ее заглушает шарканье собственных ног. Товарища Васина блистательно сыграл Евгений Леонов. Актер, исполнявший до этого в основном комедийные роли, предстает перед зрителем с пустым взглядом. В картине «Слезы капали» Леонов улыбается лишь раз — когда его об этом в одной из сцен просит фотограф. Картина достаточно монотонна и уныла, но она завораживает. Музыка композитора Гии Канчели погружает своими мелодиями в атмосферу грусти и печали. Песню в фильме Данелия исполнил сам. Это была композиция на стихи Геннадия Шпаликова, друга Георгия Николаевича, который незадолго до съемок картины покончил с собой. «Друзей теряют только раз И, след теряя, не находят. А человек гостит у вас, Прощается и в ночь уходит. А если он уходит днем, Он все равно от вас уходит. Давайте же его вернем, Поговорим и стол накроем. Весь дом вверх дном перевернем И праздник для него устроим…» Наличие этой песни в фильме было одним из главных условий режиссера. Это, бесспорно, добавило картине трагичности. Данелия поделился своим предчувствием того, что люди станут циничнее, что близкие будут жить так, «будто между ними вселенная», что каждый будет сам за себя, а понятие дружбы обесценится. С какой болью снят эпизод, в котором товарищ Васин припоминает другу детства, с которым они прошли войну, что тот когда-то украл у него мыло… Голосом истины в картине говорит внучка Васина. Маленькая Машенька первая крикнула: «Мне жалко тебя, Паша!». Детский голос из телефонной трубки на фоне серого и унылого пейзажа, кажется, дает какую-то надежду: «Васин, тебе надо срочно поплакать. А то у тебя сердце заледенеет. Срочно поплакать, слышишь?». Этой надеждой не для одного поколения стали фильмы Георгия Данелии. Несмотря на то, что это комедии, мы зачастую над ними плачем. Может, поэтому еще не заледенели? Может, поэтому еще что-то чувствуем?..... подробнее
23.11.2019
К Бузыкину с любовью. Юбилей «Осеннего марафона»

Сегодня 40 лет исполняется «Осеннему марафону» Георгия Данелии. Культовый фильм по пьесе Александра Володина с Олегом Басилашвили, Натальей Гундаревой и Мариной Нееловой в главных ролях вышел на экраны на рубеже 70-80-х годов и представил зрителям колоритный портрет человека той эпохи, внутренние переживания которого близки и понятны нам и сейчас. Драматург Александр Володин, написав автобиографичную пьесу «Горестная жизнь плута», осознал, что вышла-то не совсем комедия. Экранизировать историю должен был режиссер, который смог бы отразить глубину, скрытую за комичными жизненными перипетиями. Он обратился к Георгию Данелии, но тот решил отдать сценарий молодым кинематографистам. Однако Володин настоял — фильм должен снимать зрелый мастер. Тогда Георгий Николаевич передал сценарий Павлу Арсенову, но в нем драматург не увидел надлежащего интереса к своему детищу, и история снова вернулась к Данелии. Георгий Николаевич был уверен, что «материал не его», что главная роль, написанная специально для Басилашвили, тому не подходит. Хитростью приведенный на пробы Олег Валерианович и при личной встрече не смог изменить мнение режиссера: «Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина. Конечно, он не годится на скромного, беспомощного и безвольного Бузыкина». Но после проб Георгия Николаевича попросили подвезти актера. «Он вышел на Маросейке у аптеки (там жила его мама), а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на красном светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу — сутулый человек, и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар», — будет вспоминать режиссер. Так после этой непостановочной сцены Олег Басилашвили был утвержден на главную роль. Андрей Бузыкин — талантливый переводчик, преподаватель. Он та самая интеллигенция, болтающаяся посреди безвременья 70-х. Бузыкин женат, у него есть взрослая дочь, молодая любовница, сосед-алкоголик, друг-переводчик из Дании и бездарная университетская подруга. Всех их герой любит, всем старается угодить, только в плену собственной безотказности он глубоко несчастен. Пробегая свой ежедневный «марафон», он безуспешно пытается догнать собственную жизнь: еще немного, еще чуть-чуть, и я выдохну, я начну жить. Однако марафон оказывается банальным бегом по кругу, а фильм становится памятником человеческой уязвимости. Это о наших хрупких душах. О нас, переживающих, сомневающихся, ищущих… В какой-то момент история захватила и Данелию. Он считал Александра Володина лучшим советским драматургом, получал огромное удовольствие от его текстов. Но энтузиазма добавило именно желание копнуть глубже — порассуждать на тему мужской природы, кризиса среднего возраста и, конечно, своих собственных противоречий. «Володин написал сценарий о себе, а я, сознаюсь, снимал эту историю про себя», — признается потом режиссер. Георгий Данелия впервые позволил мужчине проявить на экране свои слабости (тему продолжит несколько лет спустя в своих картинах Роман Балаян). Пропала необходимость махать шашками, спасая себя, свои семьи и заодно все человечество. Теперь мужская природа, отполированная годами общественных установок, смогла явить свои шероховатости и нюансы. Герой получил право на сомнения, неуверенность, усталость. Бузыкин сдался перед жизнью, ссутулил спину и с рабской покорностью принял навязанные ему условия. Он не возражает начальнику, когда тот сворачивает его хорошие переводы только потому, что автор уже не актуален, не отказывает соседу, пришедшему выпить, не отвечает честно даже самому себе на вопросы о чувствах к жене и к любовнице. Может, потому что его собственные желания затерялись где-то среди понятий «долг», «обязательства», «традиции», среди того, чему научили семья и школа? «Бузыкин мой, Андрей Павлович, — одна из самых дорогих мне ролей. Благодаря Георгию Николаевичу, с его помощью, а подчас и при его диктате пришлось мне посмотреть на себя со стороны, заглянуть себе в душу. Нет, не о любовном треугольнике идет речь, а о своем месте в жизни, о конформизме, свойственном каждому советскому человеку, об интеллигентном неумении сказать, когда необходимо, "нет!" или, в противном случае, "да!", о трагедии самоуничтожения, о невозможности измениться…», — говорит о своей роли Олег Басилашвили. Олег Валерианович не преувеличивал, диктатура Данелии на площадке была. Архитектор по образованию, он был поразительно точен и внимателен к деталям. В итоге картина получилась удивительно гармоничной по своей композиции, недаром ее и сегодня изучают в западных киношколах. Скрупулезен он был и в работе с актерскими образами. Режиссер плавно и постепенно раскрывает нам Бузыкина — все-таки марафон, а не бег на короткие дистанции. А вот второстепенные герои яркими вспышками проносятся по пути его следования. Их образы, пожалуй, даже утрированы, что заставляет зрителя чувствовать их острее. Уставшая от такой жизни, подчеркнуто скучная супруга главного героя Нина в исполнении Натальи Гундаревой. Пытающаяся уживаться со своей ролью любовница Аллочка, умело манипулирующая «там же ничего нельзя, а здесь все можно», которую сыграла Марина Неелова. Евгений Леонов за роль неподражаемого соседа Василия Игнатьевича получил премию итальянских журналистов на Венецианском кинофестивале. За тот небольшой промежуток, что был отведен ему в картине, он успел поведать и о загадочной русской душе, и о философии наших застолий. «Тостуемый пьет до дна», «Хорошо сидим!», «Не тот лес, не тот», — практически все реплики персонажа ушли в народ. Удивительно, что сыграть Леонов должен был соседа не Бузыкина, а Аллочки. К счастью, этого не случилось. Роль фронтовика дяди Коли, человека старой закалки блистательно исполнил Николай Крючков. Спокойный, уверенный, твердый. Для него все предельно просто, он лишен бузыкинских сомнений. Если ты вышел из туалета — вымой руки, если спишь с женщиной — женись на ней. Такая вот бытовая лирика, за которой спрятана целая философия. «Осенний марафон» стал символичным окончанием уходящей эпохи. Андрей Бузыкин вобрал в себя все переживания, которые витали в воздухе того времени. Помните, как каких-то пятнадцать лет назад резво бежал вверх по эскалатору метростроевец Коля в картине «Я шагаю по Москве»? И как теперь сутуло, с поникшей головой бредет по нему Бузыкин… Горькая насмешка над жизнью от Георгия Данелии.... подробнее
16.01.2015
Анатомия интимного единства. Рецензия на «Еще один год»

Трогательный в своей простоте и доступности отечественный ромком «Еще один год» может показаться скучным и необязательным для просмотра тем, кто не настроен на определенную волну. Влюбленным — слишком обыденным, хипстерам — недостаточно модным, поклонникам радикального артхауса — чересчур прямолинейным и недостойным глубоко анализа с привлечением всех мощностей эрудиции. Но этот фильм станет истинной находкой для тех, кто истосковался по уютному кино о том самом «интимном единстве», про которое вещал герой Робина Уильямса герою Мэтта Дэймона в гениальной ленте «Умница Уилл Хантинг». Пожалуй, чего-то подобного мы ждали от отечественных киноделов (и уже почти отчаялись дождаться) аж со времен выхода «Неадекватных людей»... Оксана Бычкова, известная как режиссер другого приятного фильма «Питер FM», для своей новой работы взяла за основу пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». В ней речь шла о паре, разбежавшейся из-за ерунды. Из-за ерунды разводятся и герои «Еще одного года»Егор (Алексей Филимонов) и Женя (Надежда Лумпова). То ли они слишком молоды, а их любовь, соответственно, пока еще не совсем любовь и зиждется на сексе. То ли быт заел, вдребезги разбил любовную лодку, и не спасли ни новые обои, ни совместный просмотр кинолент Кшиштофа Кеслевского. Неважно, почему они расстались, и что было дальше. Важно то, что эти двое не заметили, как впустили в свое интимное единство внешний мир со всеми его условностями: кому в семье зарабатывать, на что тратить совместный бюджет и так далее. То есть их брак на момент развития этой истории находился на той стадии, когда уже отгремели салюты эндорфинов, но еще не хватает мудрости принять новую форму любви. Плюс молодость, амбиции, эго и в конце концов отсутствие опыта. Бычковой с ее по-хорошему наивной манерой сторителлинга удалось очень точно уловить и передать именно это переходное состояние, когда одно неосторожное слово может перечеркнуть все старания и запустить необратимые механизмы расставания. Незамыленность лиц актеров вкупе с легкой, но при этом слегка нервной игрой, больше напоминающей поведение людей под взглядом камеры реалити-шоу, сделали свое дело в плане идентификации зрителя. Благодаря Надежде и Алексею все здесь очень знакомо и понятно. Старый матрас, это набитое воспоминаниями ложе любви — на помойку! Заносчивых ухажеров с их незатейливыми подкатами — лесом! Корпоративы псевдобогемы, уязвленное самолюбие юного бомбилы, обильное застолье у родственников с требухой на закусь — мы все это проходили в том или ином виде, в тот или иной период жизни. Как бы в противопоставление застолью нам показывают молодежные посиделки с непременными разговорами о современном искусстве. Но выясняется, что никакое это не противопоставление, а передача эстафеты. Бычкова ненавязчиво дает понять, что ужасной, непоправимой разницы между героями нет. То, из-за чего они решили разводиться, — чушь и мишура. Требуха жизни. Ценно лишь интимное единство и его неприкосновенность. Даже кодовые слова и выражения, которые Женя и Егор придумали для использования в своем мире — это те же «коти» и «заи» поклонников требухи, но на новый лад. У современного зрителя язык отношений главных героев рифмуется с чем-то чертовски приятным из того, что когда-то приключалось с ним на любовном фронте или приключается прямо сейчас. А он перестал это замечать... «Жека, верни ж*пу» и «Дай подмышку поцелую» — это своего рода заклинания, которые при правильном использовании отгоняют злых духов бытовухи и возвращают вещам их имена. В общем, конечно, это фильм о любви. Но не о любви как о каком-то абсолюте из фильмов и книг, который бывает только до свадьбы, а после нее превращается в линялый симулякр. «Еще один год» — это картина о любви, которая после свадьбы никуда не исчезает, а просто перестает концентрироваться возле половых органов и начинает обживать другое пространство. И в это время главное не дать ей утечь сквозь пальцы, не растранжирить на ерунду. А как это делается — фильм ответов не дает. Чтобы понять, нужен не еще один год, а гораздо, гораздо больше...... подробнее