На Лазурном берегу подошел к концу Каннский кинофестиваль, вновь собравший немало почетных гостей и звезд. Жюри под руководством режиссера Рубена Эстлунда, дважды становившегося триумфатором Канн, как раз определилось с победителями 76-го смотра.
В этом году в Основной программе был представлен 21 фильм, среди которых можно было найти работы как именитых, так и начинающих постановщиков. Свои новые картины привезли в Канны и победители предыдущих смотров. При этом до начала церемонии критики и представители прессы не могли выделить явного фаворита.
Канны — 2023: астероиды Андерсона, Инди и Скорсезе
За время пандемии Каннский кинофестиваль немного растерял свой престиж, но уже в прошлом году организаторы смотра приложили максимум усилий для того, чтобы вернуть все на круги своя. Именно на Лазурном берегу состоялись премьеры «Элвиса» и «Топ Гана», ставших в итоге хитами, но и в нынешнем году руководство фестиваля припасло немало приятных сюрпризов для гостей.
Начнем с того, что в Основную программу Канн в этом году вошло 19 фильмов. Среди конкурсантов будут как проверенные временем и предыдущими фестивалями киноигроки, так и новички. Свои новые фильмы привезут Хирокадзу Корээда, Кен Лоуч, Нанни Моретти, Нури Бильге Джейлан, Вим Вендерс — все они уже становились обладателями «Золотой пальмовой ветви». С нетерпением ждут в Каннах и премьеры нового творения Уэса Андерсона — «Города астероидов» с привычным для режиссера звездным актерским составом. Список участников Основной программы еще наверняка пополнится, а судить конкурсантов будет жюри во главе с Рубеном Эстлундом.
Эмма Стоун с ракеткой и грабитель Швайгер: смотрите на этой неделе
Уже в середине этого месяца балом в прокате начнут править «Последние джедаи», а потому многие кинопрокатчики решили поторопиться и урвать свой кусок предновогоднего бокс-офисного пирога. За неделю до премьеры восьмого эпизода культовой звездной саги на российские экраны выйдут сразу тринадцать фильмов, среди которых сиквел отвязной рождественской комедии, ужастик с интригующей завязкой, байопик классика американской литературы и потенциальный фаворит 90-й церемонии вручения премии «Оскар».
Главной кинопремьерой первой недели декабря следует признать биографическую драму «Битва полов», которая расскажет об одном из самых ярких событий в истории мирового спорта. В 1973 году на хьюстонском стадионе «Астродом» состоялся теннисный матч между 55-летним Бобби Риггзом и 29-летней Билли Джин Кинг, получивший от журналистов громкое название «Битва полов». Вживую игру посмотрели 30472 поклонника спорта, что стало абсолютным рекордом посещаемости для теннисных поединков на территории США. Всего за перипетиями противостояния Риггза и Кинг следили около 90 миллионов телезрителей из разных уголков земного шара.
Аки и Мика — забавные для русского уха имена, уводящие по ассоциациям куда-то вглубь финского эпоса «Калевала». Однако наши герои – вполне себе современные люди, живут по соседству, в маленькой северной стране, и снимают картины, утвердившие финский кинематограф в одном ряду с новыми открытиями — Румынией, Ираном, Израилем.
Забавнее имен разве что фамилия братьев, звучавшая уже не раз со сцены практически всех мировых кинофестивалей. Каурисмяки — признанные мастера нелегкого кинематографического искусства. Их картины — настоящее северное сияние европейского cinema. И хотя братья давно снимают картины порознь, начало их деятельности связывает имена Аки и Мика в единое, ласкающее слух словосочетание — ленинградские ковбои, не иначе.
А началось все в далеком 1981 году, когда братья сняли один из первых финских документальных фильмов о рок-музыке - «Сайма-явление». По сюжету три финских рок-группы - Juice Leskinen Slam, Hassisen Kone и Eppu Normaali – в течение 8 дней путешествуют на пароходе по озеру Сайма и дают концерты в маленьких городках. Главную роль в дебютной картине Каурисмяки играет сама музыка, а исполнители и комментарии убираются как шелуха, мешающая совершаться чему-то настоящему.
С тех пор много воды утекло. Мика снимает то в Бразилии, то в Америке, то в Италии, его имя имеет вес, связей и поклонников хоть отбавляй. Его брат Аки, помимо всех вышеперечисленных качеств брата, является счастливым обладателем неповторимой режиссерской интонации и уверенно входит в десятку лидеров нового европейского кино. Музыка, положившая начало длительному творческому пути, прочно обосновалась в картинах Аки.
Режиссер стал главным виновником славы, по его словам, «худшей рок-группы мира» - из захудалых Leningrad CowboysАки вылепил настоящих кинозвезд, а название группы получило мировую огласку.
В репертуар финской группы затесались в свое время русская «Дубинушка» и английская "Delilah", каверы на композиции западных рок-групп, а также аранжировки русских народных творений. Тот еще компот! В гротескных чубастых париках и метровых остроносых ботинках Cowboys покорили сердце Аки, и режиссер пригласил ребят в 1989 году сняться в его картине. Более того, сделал группу основным действующим лицом и отправил музыкантов на покорение Америки.
Приключения сибирской группы «Ленинградские ковбои», пытающейся устроить гастроли в Соединенных Штатах, были показаны в 25 странах, а музыкантов тут же записали в символы Финляндии. А что вы хотите, ведь пальму первенства им отдала сама Apocalyptica. Пять лет спустя комедия получила продолжение - «Ленинградские ковбои встречают Моисея», в которой Аки возвращает горе-музыкантов домой, в Сибирь, под чутким руководством их лидера с многозначным именем Моисей.
Leningrad Cowboys стали настоящим источником вдохновения для Аки, и документальный фильм «Балалайка шоу» 1993 года тому доказательство. Картина снята во время совместного концерта Cowboys с Ансамблем песни и пляски Красной армии им. Александрова. Немыслимое зрелище собрало тогда 70 тысяч человек перед самой большой открытой сценой Финляндии. Что уж говорить о Каннском фестивале 1994 года, во время работы которого длился мега-хит-парад двух музыкальных коллективов в пивном баре под названием «Маленький Карлтон».
Cowboys подарили свой логотип и сорту пива, и серии сотовых телефонов, и, конечно, зрителям. А Аки перестал шутить и перешел к серьезным социальным темам.
Герои картины «Союз Каламари» и трилогии, состоящей из фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики», живут в Хельсинки – родном городе режиссера, показанном с предельным реализмом, без намека на романтику. Затравленная жестоким обращением «девушка со спичечной фабрики» травит своих родных и случайных обидчиков крысиным ядом с безучастным выражением лица, проявляя недюжинный талант преступников из мира Агаты Кристи. Ни моральных угрызений совести, ни сомнений – запредельная жестокость и сарказм дарят зрителю тихий ужас перед жизнью.
Мусорщик Никадер из «Теней в раю» - мрачный тип с плохими зубами и желудком, по вечерам «топит бизонов» в баре и когда-нибудь обязательно окажется либо в тюрьме, либо на свалке. Прирожденный аутсайдер, герой Матти Пеллонпяа«ничего ни от кого не хочет». Тщедушные существа с безысходным выражением лица населяют кинопространство Аки. И нет тому ни конца, ни краю.
Вторая картина из трилогии «Финляндия» - «Человек без прошлого» - получила Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и была номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм в 2003-м. Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссер не приехал – в знак протеста против войны в Ираке. Главный герой фильма - неудачник, любимый тип Каурисмяки, который, приблизившись к пропасти и заглянув в нее, все же находит в себе силы туда не сигануть. Банановая кожура в этот раз не оказалась причиной трагедии. Наследственный ипохондрик и меланхолик (отец и дед Аки покончили жизнь самоубийством), режиссер создал привлекательный образ «северного изгоя-алкоголика, бедного, но гордого, наделенного загадочной, почти славянской душой» и таким образом ловко обыграл клише западных представлений о России. Кстати, по-русски Аки умеет произносить только одну фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».
Его последняя на данный момент работа – картина «Гавр», посвященная проблеме нелегальных беженцев из стран Африки в Евросоюз, удостоена на последнем киносмотре в Каннах награды международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI и приза зрительских симпатий на Петербургском Кинофоруме. Это первый фильм финского режиссера за последние пять лет. Очень хочется надеяться, что продолжение последует.
На Лазурном берегу подошел к концу Каннский кинофестиваль, вновь собравший немало почетных гостей и звезд. Жюри под руководством режиссера Рубена Эстлунда, дважды становившегося триумфатором Канн, как раз определилось с победителями 76-го смотра.
В этом году в Основной программе был представлен 21 фильм, среди которых можно было найти работы как именитых, так и начинающих постановщиков. Свои новые картины привезли в Канны и победители предыдущих смотров. При этом до начала церемонии критики и представители прессы не могли выделить явного фаворита.
Обладателем главного приза фестиваля на этот раз стала француженка Жюстин Трие, представившая в Каннах судебную драму «Траектория падения» о немецкой писательнице, которую подозревают в убийстве мужа, скончавшегося при странных обстоятельствах. «Золотую пальмовую ветвь» Трие получила из рук Джейн Фонды — нововведением нынешнего года стало приглашение именитых актеров и кинодеятелей для презентации наград.
Лауреатами 76-го Каннского кинофестиваля стали:
«Золотая камера» за лучший дебют: «Внутри скорлупы желтого кокона» (Фам Тиен Ан)
Лучшая мужская роль: Кодзи Якусё («Прекрасные дни»)
Лучшая женская роль: Мэрвэ Диздар («О сухой траве»)
Лучшая режиссура: Чан Ань Хунг («Рагу Додена Буффана»)
Лучший сценарий: Юдзи Сакамото («Монстр»)
Приз жюри: «Опавшие листья» (Аки Каурисмяки)
Гран-при: «Зона интересов» (Джонатан Глейзер)
«Золотая пальмовая ветвь»: «Траектория падения» (Жюстин Трие)
...подробнее
13.04.2023
Канны — 2023: астероиды Андерсона, Инди и Скорсезе
Эмма Стоун с ракеткой и грабитель Швайгер: смотрите на этой неделе
Уже в середине этого месяца балом в прокате начнут править «Последние джедаи», а потому многие кинопрокатчики решили поторопиться и урвать свой кусок предновогоднего бокс-офисного пирога. За неделю до премьеры восьмого эпизода культовой звездной саги на российские экраны выйдут сразу тринадцать фильмов, среди которых сиквел отвязной рождественской комедии, ужастик с интригующей завязкой, байопик классика американской литературы и потенциальный фаворит 90-й церемонии вручения премии «Оскар».
Главной кинопремьерой первой недели декабря следует признать биографическую драму «Битва полов», которая расскажет об одном из самых ярких событий в истории мирового спорта. В 1973 году на хьюстонском стадионе «Астродом» состоялся теннисный матч между 55-летним Бобби Риггзом и 29-летней Билли Джин Кинг, получивший от журналистов громкое название «Битва полов». Вживую игру посмотрели 30472 поклонника спорта, что стало абсолютным рекордом посещаемости для теннисных поединков на территории США. Всего за перипетиями противостояния Риггза и Кинг следили около 90 миллионов телезрителей из разных уголков земного шара.
Работа над фильмом была доверена Джонатану Дэйтону и Валери Фэрис, которые в 2006 году произвели фурор в Голливуде своей дебютной лентой «Маленькая мисс Счастье». Несмотря на довольно скромный бюджет, режиссерам «Битвы полов» удалось собрать отличный актерский состав во главе с великолепными Стивом Кареллом и Эммой Стоун. Критики дружно поют фильму дифирамбы и отмечают, что Дэйтону и Фэрис удалось соблюсти идеальный баланс между драмой и комедией. Восторг у зарубежных журналистов вызвала и игра главных звезд. Некоторые из них даже считают, что роль Билли Джин Кинг стала лучшей в карьере Стоун. Похоже, у Эммы есть все шансы второй год подряд выиграть премию Американской киноакадемии в категории «Лучшая актриса».
Гораздо хуже складывается судьба другой оскароносной звезды. После того, как Кевина Спейси обвинили в сексуальных домогательствах и непристойном поведении, актер успел лишиться работы на телевидении и попал в черный список целого ряда голливудских кинокомпаний. Боссы некоторых из них приняли информацию о развратных проделках актера так близко к сердцу, что принялись вырезать сцены с его участием из уже отснятых фильмов. К счастью для поклонников творчества Спейси, создатели ленты «За пропастью во ржи» не стали брать пример с команды криминального триллера «Все деньги мира». В биографической драме Дэнни Стронга голливудский изгой предстанет в образе преподавателя Колумбийского университета, под руководством которого свой путь к славе начнет молодой писатель Джером Дэвид Сэлинджер в исполнении Николаса Холта. Первые отзывы о фильме оказались неутешительными: рецензенты довольно высоко оценили игру актеров, но при этом отметили, что сценарий ленты об авторе романа «Над пропастью во ржи» оказался набором клише и банальностей.
Серьезную волну критики в свой адрес также успела вызвать лента «Очень плохие мамочки 2». Создатели сиквела одной из самых кассовых комедий прошлого года решили пойти по стопам создателей картины «Здравствуй, папа, Новый год! 2», только вместо отцов ввели в повествование матерей главных героинь истории. Компанию Кристен Белл, Миле Кунис и Кэтрин Хан в актерском составе фильма составили Сьюзен Сарандон, Кристин Барански и Шерил Хайнс, однако режиссеры Скотт Мур и Джон Лукас не смогли грамотно распорядиться талантом этих прекрасных актрис. По мнению язвительных критиков, сиквел получил вдвое больше мамочек, но вдвое меньше удачных шуток. Впрочем, обычные зрители оказались гораздо более благосклонны к рождественской комедии и выставили ей вполне приличную отметку B на сайте CinemaScore. Фильм заработал в прокате уже $92 млн при бюджете в $28 млн, а потому киноманам стоит начать настраиваться на третью встречу с плохими мамочками.
Вполне возможно, что уже через год-другой на экраны вернутся герои еще одной громкой кинопремьеры этой недели. Создатели ужастика «Счастливого дня смерти» поместили в центр повествования студентку-именинницу, которой приходится снова и снова переживать смерть от руки загадочного убийцы в маске. Причудливая комбинация «Дня сурка» и «Крика» была тепло встречена в прессе и явно пришлась по вкусу поклонникам слэшеров. К настоящему моменту ужастик уже в двадцать с лишним раз окупил свой скромный производственный бюджет, который оценивается в $4,8 млн. Учитывая, что в послужном списке создателей картины имеются такие киносерии, как «Паранормальное явление», «Судная ночь», «Уиджи. Доска дьявола» и «Астрал», вопрос о создании продолжения «Счастливого дня смерти» можно считать практически решенным.
Поклонникам психологических драм с эротическим уклоном стоит обратить внимание на ленту «Вижу лишь тебя» с Блейк Лайвли и Джейсоном Кларком в главных ролях. В центре повествования фильма Марка Форстера — слепая женщина, которая обрела зрение и смогла увидеть горькую правду о своей семейной жизни. Премьера драмы состоялась еще в сентябре прошлого года на международном кинофестивале в Торонто, где она получила преимущественно негативные отзывы. Компания Open Road Films промариновала фильм на полке больше года, а в итоге сумела выпустить его только в 283 кинотеатрах США. Неудивительно, что к настоящему моменту драма с солидным бюджетом в $30 млн заработала в Северной Америке всего лишь $217 тыс. Российские любители кинематографа имеют прекрасную возможность серьезно пополнить копилку фильма и хотя бы немного улучшить настроение его создателям.
За честь отечественного кино на этой неделе поборются драмы «Костер на ветру» и «Жги!». Главными героями первой станут двое отцов, потерявшие своих сыновей. Один возьмет шефство над беспризорником и попытается найти новый смысл в жизни, а второй поддастся злобе и агрессии. Что же касается ленты «Жги!», то она поведает о том, как сотрудница Федеральной службы исполнения наказаний объединит усилия с заключенной женской колонии, чтобы принять участие в популярном песенном конкурсе.
Тему криминала также готовы затронуть создатели комедии «Четверо против банка». Лента повествует о незадачливых вкладчиках, потерявших по вине банка все свои сбережения. Друзья по несчастью решают нанести финансовому учреждению ответный удар и вернуть честно нажитые средства. Любопытно, что лента является ремейком одноименной криминальной комедии 1976 года, которую для немецкого телевидения снял тогда еще начинающий постановщик Вольфганг Петерсен. Четыре десятилетия спустя двукратный номинант на премию «Оскар» надумал переснять собственный фильм и пригласил на главные роли в новой версии «Четверо против банка» Тиля Швайгера, Маттиаса Швайгхефера, Антье Трауэ и других звезд немецкого кинематографа.
Не менее впечатляющий актерский состав удалось собрать создателям триллера «Цепной пес». Режиссер и сценарист Пол Солет решил посмотреть, что произойдет, если на окруженном полицией складе окажутся опытные преступники в исполнении Эдриана Броуди и Джона Малковича. Главный сюжетный поворот заключается в том, что настоящая угроза подстерегает бандитов не снаружи здания, а внутри...
Сразу две новинки кинопроката прибудут на отечественные киноэкраны из стран Северной Европы. Знаменитый финский режиссер Аки Каурисмяки представит на суд россиян ленту «По ту сторону надежды» о дружбе владельца ресторанчика в Хельсинки и сирийского беженца. Лента на остросоциальную тему получила восторженные отзывы в прессе и принеслаКаурисмяки звание лучшего постановщика на 67-м Берлинале. Шанс познакомиться с современным норвежским кинематографом нашим соотечественникам подарит фильм-сказка «Эспен в королевстве троллей» об отважном сыне бедного фермера, который ради спасения отеческого дома отправится вызволять принцессу из лап кровожадного тролля.
Любителей документалистики на этой неделе будет ждать грузинская лента «Гогита. Новая жизнь», а поклонников романтических историй может заинтересовать комедия «Чего хочет Джульетта», которой российские прокатчики дали весьма многообещающий слоган «"Бриджит Джонс" по-французски»....подробнее