В Москве прошла торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». В этом году перед организаторами стояла непростая задача: из-за пандемии провести мероприятие в 2020-м не удалось, так что теперь Российская академия кинематографических искусств награждала победителей за два года.
Лидером по количеству номинаций за 2019 год была драма «Француз». Она, собственно, и стала лучшим фильмом, а Андрей Смирнов — лучшим режиссером. Ну а среди претендентов, датированных 2020 годом, явным фаворитом выглядела картина «Дорогие товарищи!», в итоге одержавшая победу в четырех категориях. Также своих хозяев нашли специальные призы, вручаемые тем, кто внес неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа и телевидения.
Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
Боевой ангел и оскаровские номинанты: смотрите на этой неделе
Пока торговцы цветами и сувенирами готовятся расчехлять плюшевые сердечки и умильных мишек, чтобы сделать выручку на Дне Святого Валентина, наши прокатчики, кажется, настроились не совсем на романтическую волну. Самой яркой премьерой наступающей недели станет фильм, не очень подходящий для свидания, — фантастический экшен «Алита: Боевой ангел», а компанию ему составит пара тяжелых остросоциальных драм.
Впрочем, за хорошим настроением можно будет заглянуть на сеанс отечественной комедии «Громкая связь» с участниками «Квартета И» и Ириной Горбачевой, а самой подходящей для этого не всеми любимого праздника лентой станет французский ромком о том, как завоевывать свою любовь, с Луи Гаррелем в главной роли и режиссерском кресле.
Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
«Юморист» Михаила Идова
Юморист Борис Аркадьев — любимец публики и советских чиновников, которые могут вызвать его в любой момент то в баню, то на праздничное застолье, чтобы послушать вживую несколько шуток. Аркадьева ценят даже космонавты, ради беседы с которыми ему приходится ехать на Байконур. По сути, он сам работает цирковой обезьянкой, про которую читает заезженный материал со сцены, а действительно смешные новые тексты держит при себе, потому что могут не понять. Кажется, Аркадьеву не на что жаловаться: у него есть семья, привыкшая к его постоянным разъездам и своенравности, прекрасный дом и востребованность. Но на дворе конец 1980-х, намечаются новые времена, которые, вероятно, под силу приблизить именно Аркадьеву. Дебютный фильм Михаила Идова, ставший результатом постсоветской рефлексии режиссера, также осмысляет и опыт современной эпохи. Саундтрек рэпера Face, который можно услышать на финальных титрах «Юмориста», явно переносит нас в пространство актуальных событий, в ситуацию цензуры и попадания в черные списки. От этого становится уже не смешно, а действительно страшно.
«Айка» Сергея Дворцевого
Неприветливая, недружелюбная столица, засыпанная снегом, обросшая льдом, как и ее жители. Девушка Айка из Киргизии нелегально проживает в Москве и работает на тяжелой работе. Ее положение осложняется невозвращенным долгом большим дядям, которые грозятся расправой. А еще тем, что она оставила новорожденного сына, которого, как ей казалось, она бы не смогла выходить, в роддоме. Режиссер Сергей Дворцевой показывает неприметную сторону жизни в Москве, на которую не принято обращать внимание, и предлагает взглянуть на судьбу современного чеховского «маленького человека», вынужденного выживать. Прежде Дворцевой работал в сфере документального кино, и это отчетливо прослеживается в «Айке», снятой без прикрас в реалистичной манере. Душераздирающая история тронула и зарубежных зрителей. Картина вошла в шорт-лист «Оскара-2019», а Самал Еслямову, сыгравшую главную роль, заслуженно наградили «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
«Война Анны» Алексея Федорченко
Камерная минималистичная картина о девочке Анне, которая долгое время пряталась в камине здания немецкой комендатуры в 1941 году после расстрела ее родителей и изо всех сил пыталась выжить, — фильм, который не идет в сравнение ни с какими другими. Он снят на полутонах в спектральном призрачном пространстве, где Анне является то приятель-кот, то пьяные немцы, то злобные собаки, готовые разорвать на части. Покидать убежище Анне можно только по ночам, когда ее никто не обнаружит. Она молчит на протяжении всего фильма, говорят только ее большие распахнутые глаза, в которых читается отчаянное желание жить. Она уже однажды чудом выжила, поэтому все, что происходит после, напоминает какую-то сказку, но не жизнь. Это именно война Анны, которую она обязательно выиграет. Бессюжетный художественный этюд срежиссировал Алексей Федорченко. И даже неудивительно, что картина получила и «Золотого орла», и «Нику», и «Белого слона». Она говорит про войну и опыт обычного человека гораздо больше, чем похожие друг на друга громогласные пафосные военные драмы, которые наши киноделы продолжают штамповать из года в год.
«Мальчик русский» Александра Золотухина
Еще один фильм об истории взросления на войне, только уже на Первой мировой, снял Александр Золотухин, выпускник мастерской Александра Сокурова, которую тот открыл в Кабардино-Балкарии. На премьере фильма в Москве Золотухин поблагодарил режиссера за неоценимую помощь в создании картины. Влияние Сокурова трудно не отметить: зернистость картинки, длинноты, на которых выстроено повествование, наблюдательная камера, спокойствие и размеренность, заполняющие экран. Мальчик русский — это юный солдат, бойкий деревенский парнишка, играющий в окопе на гармошке. Почти сразу война перестает казаться ему романтичной, а после первых же боевых действий мальчик слепнет. Отправиться домой ему не дает гордость, поэтому он становится слухачом. Теперь ему придется «слушать небо» через огромные локаторы, которые будто сошли со страниц какой-нибудь фантастической повести. «Мальчик русский» и правда похож на сновидение из-за нечеткого изображения, хрупкости, ощущаемой на невербальном уровне, и необычных лиц, мелькающих на экране. Режиссер специально искал актеров по всей России: он хотел найти уникальные типажи — людей, максимально похожих на тех, что участвовали в Первой мировой и остались лишь на черно-белых снимках. А главного героя Золотухин нашел в одном из детских домов: его поразило, что в мальчике не было «сытости», как в остальных претендентах на роль. Отсюда и поразительная невесомость фильма, который будто завис где-то в облаках, чтобы зритель послушал его через земные локаторы.
«Верность» Нигины Сайфуллаевой
С тех пор, как «Верность» Нигины Сайфуллаевой прогремела на «Кинотавре», где режиссеру вручили специальный диплом жюри, разговоры о фильме не утихают. «Верность» уже назвали одним из самых откровенных проектов российского кино. И дело даже не столько в эротических сценах, показанных с невиданной долей открытости и чувственности, а в честности и прямоте, с которой Сайфуллаева размышляет о природе человеческих взаимоотношений. По сюжету, Лена (Евгения Громова) подозревает своего мужа (Александр Паль) в измене. Признаться ему в своих страшных догадках у Лены не хватает духа, и она решает действовать радикально и начинает изменять мужу с незнакомцами, что, конечно, не сможет долго оставаться в секрете. Оказывается, что людям не хватает обыкновенного разговора и рефлексии, они боятся переживать сложные чувства, стесняются открыться и копаться в собственной душе. Трудно сохранить верность близкому человеку, но еще сложнее остаться верным себе. О ревности, поиске чувственности, столь необходимого языка разговора и настоящей себя мало кто снимал также тонко и интимно, как сделала это Сайфуллаева.
«Русский бес» Григория Константинопольского
Постмодернистский психотический комедийный триллер «Русский бес» — это своеобразная вариация «Американского психопата». Только у Константинопольского все закручено в такую воронку, что выбраться из нее тяжеловато и зрителю, и главному герою Святу (Иван Макаревич). Влюбленный в Асю (Любовь Аксенова), дочку богатых родителей, Свят решает составить ей достойную пару и берет деньги у будущего тестя на открытие ресторана. Однако все сразу же идет не по его плану. К нему каждый день начинают наведываться с проверкой и вымогать деньги, грозя уничтожить бизнес, а вместе с тем и мечты молодого парня. Помимо этого, Ася, вопреки желаниям Свята, строго держит образ тургеневской девушки, чья нравственность не позволяет ей близости до свадьбы. В итоге великое искушение настолько затуманивает взор главного, что становится невозможно отделить реальность от фантазии. Фильм предельно литературоцентричен и отсылает то к «Братьям Карамазовым» Достоевского и ключевой сцене диалога Ивана с чертом, то к темным текстам Мережковского и Брюсова из Серебряного века, чтобы рассказать о цикличности русской истории. Сам Константинопольский появится в кадре в образе бизнесмена из 90-х, вывернет весь сюжет наизнанку и напомнит, что царство зверя никак не избыть, если оно находится в самой душе.
«Большая поэзия» Александра Лунгина
«Большая поэзия» — дебютная режиссерская работа Александра Лунгина о двух товарищах, которых объединило военное прошлое и поэтическое настоящее. Витя (Александр Кузнецов) и Леха (Алексей Филимонов) пишут тексты на фоне грубой урбанистической реальности: пустырей, бесконечных строек и свалок. Поэзия как язык, возведенный в абсолют, помогает им найти точки опоры в серой неприглядной жизни на окраинах города, дает им возможность поразмышлять о вечных вопросах в мире, где для поэзии нет места. По тому же принципу и действует Лунгин, у которого получилось во многом символичное и образное кино. Ощущение войны бередит сознание главных героев и помещает их в сюрреалистичную ситуацию. Выместить это ощущение они пытаются с помощью поэтического слова, которому едва ли под силу избавить нас от жесткости, агрессии и всеобщего безмолвия.
«Простой карандаш» Натальи Назаровой
Режиссеру Наталье Назаровой удалось снять фильм о беспросветной российской реальности без «чернухи». Главным пороком становится равнодушие, с которым предстоит сражаться Антонине — художнице, приехавшей в маленький городок вслед за мужем, отбывающем срок по сфабрикованному делу. Жена декабриста устраивается на работу в местную школу учительницей черчения и рисунка, но вскоре понимает, что один школьник и его старший брат-преступник занимаются самоуправством. Вступится за обычных жителей Антонина в одиночку, но способен ли всего один человек противостоять замкнутости и безысходности? «Простой карандаш» подчас походит на одну из поэм Некрасова, пристально вглядывающегося в суть русской жизни и души русского человека. В городке расположена фабрика по производству простых карандашей. Похожие друг на друга, серые с неокрашенным грифелем, карандаши способны на волшебство в руках художника. Искусство способно преобразить образ мышления людей, убеждена идеалистка Тоня. Трагедия лишь в том, что все вокруг считают это наивным и предпочитают конвейер индивидуальности.
«Бык» Бориса Акопова
Вслед за ностальгией по 80-х закономерно приходит ностальгия по лихим 90-м. В России 90-е и вовсе сакральное время. Кажется, что его на самом деле не было, байки были придуманы народом, а Балабанов все утрировал. Ведь не может же десятилетка впитать в себя столько разных событий и настроений? На излете этого насыщенного времени постоянного накала разворачивается действие фильма «Бык». «Бык» — это прозвище Антона Быкова, молодого заикающегося парня, в глазах которого наливается агрессия. Выпускает эту мощную энергию он вместе с товарищами на улицах города: ребята воруют машины, вступают в потасовки с «восточными», качками из другой преступной группировки, регулярно попадают в изолятор, а некоторые — на зону. После очередной кровавой перестрелки Быка хотят отправить в места не столь отдаленные, но его вытаскивает один авторитет и взамен просит об услуге. Акопов мастерски воссоздает атмосферу 90-х, которая не похожа на лощеную романтизацию в клипе Монеточки. Это жесткое колоритное высказывание о странном периоде жизни, который с уходом Ельцина, объявляющего начало новой эпохи, по всей видимости, не закончился.
«Дылда» Кантемира Балагова
Выпускник мастерской Александра Сокурова Кантемир Балагов в прошлом году представил миру дебютный фильм «Теснота», который удостоился приза Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Многие режиссеры подтверждают, что снимать второй фильм всегда тяжелее. Поэтому Балагов создал ленту, на первый взгляд, совсем не похожую на «Тесноту». Действие разворачивается в послеблокадном Ленинграде в 1946 году, война только-только закончилась, но люди еще не успели прийти в себя. Контуженная бывшая зенитчица Ия по прозвищу «Дылда» работает в госпитале и заботится о трехлетнем мальчике Пашке. К ней приезжает его мать, фронтовая подруга Ии Маша. Двух девушек объединяет тайна, которая и станет отправной точкой для развития истории. Как и в «Тесноте», Балагова интересуют сложные отношения между близкими людьми, которые живут во время войны: Чеченской — в «Тесноте» и только завершившейся Второй мировой — в «Дылде». Ленинград предстает фантомным местом, где любые связи между людьми искорежены и вымучены, где все напоминает о травме, которую необходимо прожить и осознать. К идее фильма Балагов пришел, прочитав книгу Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Визуально выдающуюся картину, предлагающую новый взгляд на известные события, отметили двумя наградами на Каннском кинофестивале и внесли в шорт-лист премии «Оскар»....подробнее
10.02.2019
Боевой ангел и оскаровские номинанты: смотрите на этой неделе
Пока торговцы цветами и сувенирами готовятся расчехлять плюшевые сердечки и умильных мишек, чтобы сделать выручку на Дне Святого Валентина, наши прокатчики, кажется, настроились не совсем на романтическую волну. Самой яркой премьерой наступающей недели станет фильм, не очень подходящий для свидания, — фантастический экшен «Алита: Боевой ангел», а компанию ему составит пара тяжелых остросоциальных драм.
Впрочем, за хорошим настроением можно будет заглянуть на сеанс отечественной комедии «Громкая связь» с участниками «Квартета И» и Ириной Горбачевой, а самой подходящей для этого не всеми любимого праздника лентой станет французский ромком о том, как завоевывать свою любовь, с Луи Гаррелем в главной роли и режиссерском кресле.
«Алита: Боевой ангел». И восстанет воин...
Действие фильма, основанного на одноименной манге, развернется в будущем, а в центре событий окажется киборг (Роза Салазар), которую нашел на свалке один ученый (Кристоф Вальц). Девушка не помнит своего прошлого, но при этом обладает исключительными боевыми навыками, которые в итоге решает использовать для выслеживания опасных преступников. Роли второго плана достались Дженнифер Коннелли и Эду Скрейну, режиссером выступил Роберт Родригес («Город грехов»), а Джеймс Кэмерон, который вынашивал идею ленты долгие годы, ограничился постом продюсера и принял участие в работе над сценарием.
Фильм, чьим главным козырем, казалось бы, должны были стать спецэффекты, получился более глубоким, чем от него ожидали киноманы и критики. Он заставляет задуматься о том, что такое быть человеком сейчас и что будет означать понятие человечности в будущем. При этом эксперты отмечают, что фирменный почерк Роберта Родригеса пошел на пользу этой истории, сочетающей в себе хронику происхождения героя, кросс-культурную романтику и проблематику взросления.
«Айка». Несмешная наша Russia
По сюжету социальной драмы, молодая эмигрантка из Киргизии Айка (Самал Еслямова) оставляет новорожденного в роддоме и сбегает. У нее нет времени на ребенка — ей нужно работать, и как можно больше, поскольку за ней уже начали охотиться те, кому она должна некоторую сумму денег. Снял картину именитый документалист Сергей Дворцевой («Тюльпан»), а исполнительница главной роли в прошлом году удостоилась за свою выдающуюся работу награды Каннского кинофестиваля. Кроме того, «Айка» вошла в шорт-лист номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», где она представляет Казахстан.
Издание The Hollywood Reporter пишет о фильме: «Такая же решительная и мрачная, как главная героиня, душераздирающая драма Дворцевого является одновременно оплотом эмпатии и поводом для беспокойства». И почти все критики отметили то, как подчеркивает изображение режиссером собянинской Москвы беспомощность и одиночество Айки. Для тех, кто планировал провести 14 февраля в романтической обстановке, данная лента не станет очевидным выбором, но как мощное произведение кинематографического искусства она явно заслуживает внимания.
«Капернаум». Зачем вы меня родили?
Пронзительная драма Надин Лабаки повествует о мальчике Зейне (Зейн Аль Раффеа) из бедной бейрутской семьи, который даже толком не знает, сколько ему лет, но уже живет жизнью взрослого: работает, следит за младшими детьми, ненавидит этот мир. Получив срок за преступление, он решает подать в суд на собственных родителей за то, что они позволили ему в этом мире родиться. Фильм собрал более двух десятков наград, включая Приз жюри в Каннах, а также удостоился номинации на «Оскар» от Ливана, составив компанию «Айке».
На сайте-агрегаторе рецензий RottenTomatoes «Капернаум» удерживает завидный рейтинг «свежести» 86%. Критики отмечают, что тема фильма хоть и тяжелая, режиссер вознаграждает зрителей умной, вызывающей сострадание и исключительно трогательной картиной, представляющей жизнь на грани. Хвалят рецензенты и выдающиеся работы всех участников каста, несмотря на то, что, кроме Надин Лабаки, ни одного профессионального актера вы в кадре не увидите.
«Громкая связь». Скелеты в смартфонах
Комедия «Громкая связь» режиссера Алексея Нужного, известного по ленте «Я худею», — это наш ответ замечательному итальянскому драмеди «Идеальные незнакомцы» 2015 года. По сюжету, группа друзей на загородной вечеринке решают устроить необычную игру в правду. Каждый участник должен вслух зачитывать все приходящие на телефон сообщения, а разговаривать только по громкой связи. Как выясняется, секреты есть у всех, и забавная игра внезапно превращается в вечер неприятных откровений.
Помимо участников «Квартета И», знакомых киноманам по комедиям «День выборов» и «О чем говорят мужчины», в фильме сыграли Ирина Горбачева («Аритмия»), Мария Миронова («Салют-7») и Анастасия Уколова («Фото на память»). По словам создателей проекта, все шутки были адаптированы под отечественного зрителя, а финал изменен.
«Честный человек». Сплошное о-ла-ла
Сюжет французской драматической комедии Луи Гарреля с ним же в главной роли вращается вокруг мужчины по имени Абель, который наконец завоевал женщину всей своей жизни, Марианну. Однако их безмятежной любви мешает ее сын от первого брака и одна взбалмошная девушка, влюбленная в Абеля и уверенная, что он предназначен только ей. Помимо двукратного номинанта на награду Каннского фестиваля Луи Гарреля в картине снялись Летиция Каста («Генсбур. Любовь хулигана») и Лили-Роуз Мелоди Депп («Йоганутые»).
Критики называют комедию легкой, беззаботной и забавной, но при этом не раздражающе слащавой, а также отмечают мастерство и остроумие Гарреля-режиссера, снявшего не просто проходное кино о неверности, а фильм, достойный того, чтобы засветиться на фестивалях. Что он и сделал, заработав шесть номинаций и выиграв на данный момент одну награду — за сценарий....подробнее