Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
Как приятно провожать старый год, понимая, что хотя бы в чем-то он задался на все сто процентов. В 2019-м кино стало той самой отдушиной, которая неустанно радовала нас в потоке серых будней и угнетающих телевизионных новостей. Киногод стал еще и достойным финалом десятилетия, подарив синефилам такое количество захватывающих, остроумных и эмоциональных историй, что порой приходилось составлять списки обязательных для просмотра премьер — все не умещались в один уикенд. В конце очередного десятилетия кино уже недостаточно быть просто хорошим — оно должно стать событием, а потому, будь фильм авторским или массовым, каждый поход в волшебный темный зал в соседнем ТЦ сопровождается особым трепетом. Пока вы готовитесь к самому уютному и семейному празднеству, наполняете квартиру запахами мандаринов и пряностей, наводите последний лоск на предметы интерьера и наматываете мишуру на недовольного кота, предлагаем на минутку отвлечься и вспомнить, с какими грандиозными событиями уйдет в историю очередной киногод.
Конечно, 2019-й стал годом прощаний. Но, как бывает с любым волшебством, прощаний не вечных. Мы отправили на покой старый состав «Мстителей», кого-то оплакали, кому-то мысленно пожали руку, будто старому другу, другим кивнули: «До скорых встреч!». Финал вышел душевным и зрелищным аттракционом, встречей раскиданных по необъятным просторам страны родственников, которая бывает лишь раз в декаду. А уже в конце года с нами навсегда попрощались легендарные Скайуокеры. Хотя, как мы писали ранее, в «Звездных войнах» никто не уходит в небытие, а, подобно Силе, всегда маячит где-то поблизости, готовый подставить надежное плечо.
Приятно, что «Дылда» не единственная российская картина, которая продолжает бороться за право стать номинантом премии «Оскар». В шорт-лист категории «Лучшие документальные фильмы» вошла лента Виктора Косаковского «Акварель», а работа Константина Бронзита «Он не может жить без космоса» попала в шорт-лист «Лучших короткометражных анимационных фильмов».
Несмотря на то, что российское кино на зарубежном рынке сталкивается с рядом трудностей и не всегда пользуется популярностью, есть приятные исключения. На азиатском направлении успех пришел в Японии, где картина Алексея Сидорова «Т-34» побила рекорд кассовых сборов среди российских фильмов, а драма Кантемира Балагова «Дылда» завоевала сразу две статуэтки Азиатско-Тихоокеанской премии в Брисбене, Австралия.
Исторический боевик «Т-34» о подвиге советских танкистов сейчас идет в прокате практически по всему миру — от Европы и США до стран Азии и Латинской Америки. В Японии он был показан в 67 кинотеатрах и собрал почти 600 тысяч долларов, что сравнимо с успехом «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова.
Победителей определит жюри, состоящее из 93 членов Голливудской ассоциации иностранной прессы. Объявление полного списка номинантов состоится 9 декабря этого года, а сама церемония пройдет 5 января 2020 года в Беверли-Хиллз.
Драма «Дылда» Кантемира Балагова поборется за премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Эта приятная для всех поклонников творчества режиссера новость пришла от председателя Российского оскаровского комитета Владимира Меньшова. Прошедшей весной, напомним, талантливый 28-летний постановщик из Нальчика стал одним из триумфаторов Канского кинофестиваля, получив две награды — за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ.
Фильм Балагова рассказывает о послевоенном Ленинграде, в котором травмированные и с большим трудом приспосабливающиеся к мирной жизни фронтовые подруги пытаются наладить свой быт, снова научиться любить и радоваться простым вещам. «Дылда» вышла в широкий прокат 16 мая и собрала 427 тысяч долларов. Подробнее о том, чем запомнилась критикам вторая работа Кантемира, можно прочитать здесь.
Некоммерческий фонд поддержки кино «Пример интонации», художественным руководителем которого является лауреат международных кинофестивалей Александр Сокуров («Солнце»), прекращает свою деятельность и закрывается. Об этом сообщил сам режиссер.
«Мы закроем наш фонд "Пример интонации" в следующем году из-за недостатка средств к существованию», — сказал Сокуров. По его словам, Министерство культуры ведет себя по отношению к фонду недружественно и организация больше не может работать в тех условиях, которые им создает ведомство под управлением Владимира Мединского. Однако в Минкультуры заявили, что ничего не знают о ситуации с фондом Сокурова, а также подчеркнули, что ведомство не вправе каким-либо образом влиять на работу таких организаций.
Главную ставку российские прокатчики на следующей неделе явно делают на анимационный проект «История игрушек 4». У студии Pixar промашки бывают редко, да и публика давно полюбила героев этой киносерии. Кроме того, трейлер радует глаз великолепным качеством графики, а первые рецензии на ленту обещают зрелище веселое, увлекательное и с большим сердцем.
Помимо заведомо успешной анимации в наших кинотеатрах состоится премьера новой, нашумевшей в Каннах ленты Кантемира Балагова о том, чем жили и дышали ленинградцы сразу после войны, перезагрузка старого хоррора про кровожадную куклу, признание в любви городу Берлину и музыкальная драма с Эль Фаннинг.
Канны сдались под натиском паразитов: победители смотра
Во Франции завершился 72-й Канннский кинофестиваль, и по итогам можно сказать, что он оказался одним из самых сильных за последние несколько лет. Со своими пусть и не лучшими в карьере, но, безусловно, важными и достойными работами на Лазурный берег вернулись большие мастера — Педро Альмодовар, Квентин Тарантино, Терренс Малик, Пон Джун-хо. Интересными оказались и более скромные конкурсанты вроде «Портрета молодой женщины в огне» Селин Скьяммы и «Озера диких гусей» Дяо Инаня, а параллельные секции и вовсе вызвали небывалый ажиотаж. Жюри во главе с Алехандро Гонсалесом Иньярриту завидовать не приходилось — достойных главного приза фильмов оказалось несколько.
По результатам очевидно, что самыми достойными они посчитали остро-социальные и в основном специфические именно для французской повестки фильмы. А вот актерские премии отошли звездам — Антонио Бандерасу (вполне заслуженно) и Эмили Бичем (прямо скажем, пробирающая до мурашек игра Валери Панахи у Малика была сильнее). К сожалению, серьезными наградами обделили столь полюбившихся нам Альмодовара и того же Малика. Ожидаемо, ничего серьезного не ушло и в копилку Тарантино. Вообще, жюри по традиции разошлись в оценках с критиками по многим пунктам. Но согласились в одном — лучше фильма, чем «Паразиты», на этом фестивале не было. Южнокорейский режиссер Пон Джун-хо заслуженно увезет с собой Золотую пальмовую ветвь, с чем его и поздравляем.
Кантемир Балагов стал лучшим режиссером Каннского «Особого взгляда»
До оглашения наград Основного конкурса Канннского кинофестиваля остались какие-то часы, а вот жюри второй по важности секции «Особый взгляд» во главе с ливанским режиссером Надин Лабаки («Капернаум») уже выбрало фаворитов. Одним из них стал наш Кантемир Балагов — он завоевал приз за лучшую режиссуру в драме «Дылда». Сам Кантемир принять почетную награду не смог, так как сразу после показа фильма в Каннах улетел в Москву на съемки нового проекта. За него это сделал продюсер «Дылды» Александр Роднянский, сказавший множество теплых слов в адрес 27-летнего постановщика.
Невозможно не восхититься мастерством Балагова, чей второй полный метр завоевал жюри на самом масштабном смотре мира. До этого Кантермир с дебютом, драмой «Теснота», выиграл приз ФИПРЕССИ в том же «Особом взгляде». Роднянский назвал приз Балагову выдающимся достижением, результатом спокойной, даже стальной веры в замысел, умением добиваться понимания съемочной группы, честно работать и доводить все до конца.