Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Роберто Росселлини

Roberto Rossellini
Роберто Росселлини
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Ингрид Бергман (00.00.1950) (детей: 3), Assia Noris (00.00.1934), Sonali Senroy DasGupta (00.00.1957) (детей: 1), Marcella De Marchis (00.00.1936) (детей: 2)
Рост: 178
Родился: 08 мая 1906, Телец (117 лет назад)
Умер:: 03 июня 1977 (71 лет)
Последний фильм: 2010
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Роберто Росселлини Фото Роберто Росселлини

Новости

10.08.2021 21:30

Ранимость и чувственность. К юбилею Луки Гуаданьино

Фильмы Луки Гуаданьино — это утонченные произведения искусства, каждое из которых вполне обоснованно претендует на статус современной классики. Картины, созданные этим страстным любителем кино, который не боится бросить вызов банальности и голливудским канонам, наполнены двойственностью: его герои разрываются между поверхностным и глубоким, телом и разумом, истиной и подобием правды. Его влечение к кинематографу началось с осознания того, что фильмы способны раскрывать чужое видение мира, тем самым провоцируя и переворачивая представления зрителей, приближая их к духовному прозрению. С самого детства постановщика увлекали саспенс Альфреда Хичкока, вуайеризм Брайана Де Пальмы, экспериментаторство Жана-Люка Годара, неореализм Роберто Росселлини, откровенность и скандальность Нагисы Осимы.

Для Гуаданьино, который сегодня празднует свой 50-й день рождения, кинематограф никогда не был медиумом, предназначенным для развлечения. Тем не менее его работы, неизменно оставляющие зрителей и критиков под большим впечатлением, раз за разом становятся самыми ожидаемыми фильмами года, а актеры именуют Луку чуть ли не гениальнейшим режиссером нашего времени. Чем же сегодняшний именинник так подкупает публику и как ему удалось стать одним из самых известных и востребованных итальянских постановщиков современности? Предлагаем вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, ознакомившись с обзором на творчество Луки Гуаданьино, подготовленным специально к юбилею фильммейкера.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: любопытно, персона
Поделиться:

25.09.2020 19:09

«Самый» и «первый». К 100-летию Сергея Бондарчука

Вековой юбилей пришелся бы ему по душе. О любви Сергея Бондарчука к масштабности и размаху в СССР сочиняли анекдоты: «Ну, и что, что в октябре 17-го было всего три пулемета? У нас сейчас больше возможностей — давайте двадцать, нет, тридцать пулеметов в картину». Благодаря монументальности его личности в отечественном кинематографе появились такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эпичному человеку, актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку сегодня исполнилось бы 100 лет.

Родился Бондарчук в небольшом селе Белозерка Херсонской области Украины. Его детские и юношеские годы прошли на юге России, в Таганроге и Ейске. Там же зародилась любовь к искусству — вначале был театральный кружок, потом Таганрогский драматический театр. Учиться будущий режиссер поехал в Ростовское театральное училище, а после него — служить в Театр Красной Армии в Грозном. Дальше началась совсем другая служба — с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук провел на фронте. Воевал под Грозным, Моздоком, всю войну прошел солдатом. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Читать полностью
Поделиться:

25.09.2015 15:09

95 лет со дня рождения Сергея Бондарчука

Сегодня великому советскому актеру, режиссеру и сценаристу Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы 95 лет. Он прожил 74 года, и это было крайне насыщенное время. Бондарчук прошел Великую Отечественную войну, вписал свое имя в золотой фонд как отечественного, так и мирового кинематографа и был удостоен множества наград.

Родился Сергей Федорович в простой крестьянской семье, в небольшом селе Белозерка Херсонской области. Театром юный Сережа увлекся, когда семья переехала в Таганрог. И свою карьеру он начал именно в Таганрогском драматическом театре, но потом амбициозный юноша вознамерился покорить Москву. В первый раз экзамены Бондарчук провалил и вынужден был поступить в Ростовское театральное училище, однако закончить его будущий талантливый режиссер не успел — началась война. С 1941 по 1943 годы он играл в Грозненском театре Красной Армии, а потом ушел на фронт, где прослужил до 1946-го.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: пост, персона
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.98

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Мессия
Мессия (1975)

Il messia (6.50)

Декарт
Декарт (1974)

Cartesius (6.90)

Год первый
Год первый (1974)

Anno uno (5.50)

Эпоха Козимо
Эпоха Козимо (1973)

L'età di Cosimo de Medici (7.40)

Блез Паскаль
Блез Паскаль (1972)

Blaise Pascal (7.40)

Сократ
Сократ (1971)

Socrate (7.60)

"Atti degli apostoli"
"Atti degli apostoli" (1969)
(7.70)

Захват власти Людовиком XIV
Захват власти Людовиком XIV (1966)

La prise de pouvoir par Louis XIV (7.30)

Черная душа
Черная душа (1962)

Anima nera (6.00)

Гарибальди
Гарибальди (1961)

Viva l'Italia! (6.30)

Ванина Ванини
Ванина Ванини (1961)

Vanina Vanini (6.20)

В Риме была ночь
В Риме была ночь (1960)

Era notte a Roma (7.30)

Индия
Индия (1959)

India: Matri Bhumi (7.70)

Путешествие в Италию
Путешествие в Италию (1954)

Viaggio in Italia (7.50)

Жанна Д'Арк на костре
Жанна Д'Арк на костре (1954)

Giovanna d'Arco al rogo (6.10)


Мы — женщины
Мы — женщины (1953)

Siamo donne (6.80)

Европа 51
Европа 51 (1952)

Europa '51 (7.50)



Франциск - шут божий
Франциск - шут божий (1950)

Warcraft (7.60)


Земляк
Земляк (1946)

Warcraft (7.80)

Рим, открытый город
Рим, открытый город (1945)

Roma città aperta (8.20)

Человек с крестом
Человек с крестом (1943)

L'uomo dalla croce (5.50)

Белый корабль
Белый корабль (1942)

Warcraft (6.00)

Пилот возвращается
Пилот возвращается (1942)

Warcraft (5.70)

Dafne
Dafne (1936)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Мессия
Мессия (1975)

Il messia (6.50)

Декарт
Декарт (1974)

Cartesius (6.90)

Год первый
Год первый (1974)

Anno uno (5.50)

Эпоха Козимо
Эпоха Козимо (1973)

L'età di Cosimo de Medici (7.40)

Блез Паскаль
Блез Паскаль (1972)

Blaise Pascal (7.40)

Сократ
Сократ (1971)

Socrate (7.60)

"Atti degli apostoli"
"Atti degli apostoli" (1969)
(7.70)

Захват власти Людовиком XIV
Захват власти Людовиком XIV (1966)

La prise de pouvoir par Louis XIV (7.30)


РоГоПаГ
РоГоПаГ (1963)

Ro.Go.Pa.G. (6.90)

Карабинеры
Карабинеры (1963)

Les carabiniers (6.90)

Черная душа
Черная душа (1962)

Anima nera (6.00)

Гарибальди
Гарибальди (1961)

Viva l'Italia! (6.30)

Ванина Ванини
Ванина Ванини (1961)

Vanina Vanini (6.20)

В Риме была ночь
В Риме была ночь (1960)

Era notte a Roma (7.30)

Индия
Индия (1959)

India: Matri Bhumi (7.70)

Путешествие в Италию
Путешествие в Италию (1954)

Viaggio in Italia (7.50)

Любовь в се­редине века
Любовь в се­редине века (1954)

Amori di mezzo secolo (5.00)

Жанна Д'Арк на костре
Жанна Д'Арк на костре (1954)

Giovanna d'Arco al rogo (6.10)


Мы — женщины
Мы — женщины (1953)

Siamo donne (6.80)

Европа 51
Европа 51 (1952)

Europa '51 (7.50)

Семь смертных грехов
Семь смертных грехов (1952)

Les sept péchés capitaux (6.70)


Франциск - шут божий
Франциск - шут божий (1950)

Warcraft (7.60)


Захватчик
Захватчик (1949)

L'invasore (0.00)


Земляк
Земляк (1946)

Warcraft (7.80)

Желание
Желание (1946)

Warcraft (5.70)

Рим, открытый город
Рим, открытый город (1945)

Roma città aperta (8.20)

Человек с крестом
Человек с крестом (1943)

L'uomo dalla croce (5.50)

Белый корабль
Белый корабль (1942)

Warcraft (6.00)

Пилот возвращается
Пилот возвращается (1942)

Warcraft (5.70)

Пилот Лючано Серра
Пилот Лючано Серра (1938)

Warcraft (6.40)

Актёр [ скрыть ]


Himself (хроника)

Himself (хроника)

Himself (хроника)

The World Population
The World Population (1974)
(0.00)
Commento

Интервью с Сальвадором Альенде: Сила и разум
Интервью с Сальвадором Альенде: Сила и разум (1973)

Intervista a Salvador Allende: La forza e la ragione (8.70)

Narrator (5 episodes, 1965)

(0)
(0.00)
Self (хроника)

(0)
(0.00)
Self

(0)
(0.00)
(хроника)

(0)
(0.00)
(хроника)

Продюсер [ скрыть ]


Путешествие в Италию
Путешествие в Италию (1954)

Viaggio in Italia (7.50)

Европа 51
Европа 51 (1952)

Europa '51 (7.50)


Захватчик
Захватчик (1949)

L'invasore (0.00)


Земляк
Земляк (1946)

Warcraft (7.80)

Рим, открытый город
Рим, открытый город (1945)

Roma città aperta (8.20)

Играл себя [ скрыть ]


La guerra dei vulcani
La guerra dei vulcani (2012)
(0.00)
Себя (хроника)

Himself (хроника)

Себя (хроника)

Himself (хроника)

Kill Gil, Volume 2
Kill Gil, Volume 2 (2006)
(8.80)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

Испытание артистов
Испытание артистов (2004)

Épreuves d'artistes (3.90)
Себя (хроника)

Histoires de fiction
Histoires de fiction (2003)
(0.00)
Himself (хроника) (в титрах отсутствует)

Il était une fois...
Il était une fois... (2003)
(6.30)
 Себя (1 episode, 2006)

Himself (хроника)

Рождение нации
Рождение нации (1997)

Birth of a Nation (7.40)
Себя (хроника)

Addo' sta Rossellini?
Addo' sta Rossellini? (1997)
(0.00)
Himself (хроника)

Росселлини глазами Росселлини
Росселлини глазами Росселлини (1992)

Rossellini visto da Rossellini (6.40)
Себя (хроника)

Himself (хроника)

Я - Анна Маньяни
Я - Анна Маньяни (1980)

Io sono Anna Magnani (8.10)
Себя (хроника)

Грирсон
Грирсон (1973)

Grierson (8.70)
Себя


Himself


Telegram-канал

Топ 250
49
Назад в будущее
Back to the Future (8.50)
50
Престиж
The Prestige (8.50)
51
Сияние
The Shining (8.50)
52
Король Лев
The Lion King (8.50)
53
Чужой
Alien (8.50)
54
Спасти рядового Райана
Saving Private Ryan (8.50)
55
Амели
Le fabuleux destin d'Amélie Poulain (8.50)
56
Чужие
Aliens (8.50)
57
Таксист
Taxi Driver (8.50)
58
ВАЛЛ-И
WALL·E (8.50)
весь топ
10.08.2021
Ранимость и чувственность. К юбилею Луки Гуаданьино

Фильмы Луки Гуаданьино — это утонченные произведения искусства, каждое из которых вполне обоснованно претендует на статус современной классики. Картины, созданные этим страстным любителем кино, который не боится бросить вызов банальности и голливудским канонам, наполнены двойственностью: его герои разрываются между поверхностным и глубоким, телом и разумом, истиной и подобием правды. Его влечение к кинематографу началось с осознания того, что фильмы способны раскрывать чужое видение мира, тем самым провоцируя и переворачивая представления зрителей, приближая их к духовному прозрению. С самого детства постановщика увлекали саспенс Альфреда Хичкока, вуайеризм Брайана Де Пальмы, экспериментаторство Жана-Люка Годара, неореализм Роберто Росселлини, откровенность и скандальность Нагисы Осимы. Для Гуаданьино, который сегодня празднует свой 50-й день рождения, кинематограф никогда не был медиумом, предназначенным для развлечения. Тем не менее его работы, неизменно оставляющие зрителей и критиков под большим впечатлением, раз за разом становятся самыми ожидаемыми фильмами года, а актеры именуют Луку чуть ли не гениальнейшим режиссером нашего времени. Чем же сегодняшний именинник так подкупает публику и как ему удалось стать одним из самых известных и востребованных итальянских постановщиков современности? Предлагаем вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, ознакомившись с обзором на творчество Луки Гуаданьино, подготовленным специально к юбилею фильммейкера. Гуаданьино провел начало второго десятка будучи, как он сам себя называет, «странником» и пытаясь двигаться по ветру: «Я был одним из тех молодых ребят, что хотели стать частью мира, в котором средства производства были дорогими, доступ — трудным, а фильмы снимались обязательно на пленку». Проведя годы за самыми разнообразными занятиями (Лука успел побывать клерком в галерее, поваром и рецензентом), будущий фильммейкер наконец нашел себя: к 25 годам Гуаданьино заполучил финансирование для пробы пера в кинематографе — короткометражки Qui («Здесь»). Событием, которое изменило если не всю жизнь режиссера, то карьеру уж точно, стало знакомство с Тильдой Суинтон. Одним прекрасным вечером 1994 года Гуаданьино узнал, что актриса, с которой он мечтал поработать, посетила Рим: в Выставочном дворце проводился праздник в честь кинорежиссера-авангардиста и художника Дерека Джармэна. Не сомневаясь ни на минуту, Лука подошел к Суинтон, которая к тому моменту уже была обладательницей награды Венецианского кинофестиваля, и спросил, почему она ничего не ответила ему на предложение сняться в короткометражном фильме. Лука даже укорил актрису в том, что из-за нее проект так и не увидел свет. «Я сразу же попала в его гениальную ловушку, которая заставила меня почувствовать себя виноватой», — поделилась Суинтон. На следующий же день она пригласила постановщика в свой отель для беседы: «Что тут скажешь? Мы с первого же взгляда понравились друг другу». Уже через четыре года Лука переехал в Лондон, чтобы поработать с Суинтон над картиной, которая стала их первой коллаборацией и началом продуктивного сотрудничества. Сюжет «Протагонистов», повествующий о режиссерах, которые снимают документалку о знаменитом убийстве, был неприкрыто постмодернистским. В последующих его работах все те слои, в которых постановщик обращался с вопросами к самому себе и заставлял зрителей сделать то же самое, окажутся тонко вшиты в повествование — в «Протагонистах» же они были выставлены на всеобщее обозрение. Вернувшись в Рим, Гуаданьино решил сделать продолжительный перерыв и не снял ни одного полнометражного художественного фильма за следующие шесть лет. Лишь в 2003 году дело сдвинулось с мертвой точки: продюсер предложил Луке возглавить съемки киноадаптации скандальной книги Мелиссы Панарелло «Расчеши волосы сто раз перед сном». Роман представляет собой смесь выдумки и правды: Мелисса взяла за основу свои интимные дневники, полные откровений, эротических переживаний и сексуальных опытов, включающих садомазохизм и прочие увлекательные занятия. Гуаданьино ознакомился меньше чем с половиной написанного и сразу же решил, что материал ему не нравится. Несмотря на это, он согласился занять предложенное ему режиссерское кресло: у Луки был план и ресурсы на его исполнение, которые предоставила студия Sony Pictures, взявшаяся за финансирование картины. Постановщик собирался смягчить шокирующие детали сюжета и разбавить их психологизмом, обратившись к работам ключевой фигуры французского психоанализа Франсуазы Дольто, уделявшей много внимания психике подрастающих поколений. Фокус не удался: в конечном итоге работа над драмой «Мелисса: Интимный дневник» оставила у Гуаданьино плохие воспоминания. По словам режиссера, студия приставила к нему своего сотрудника, который только и делал, что стоял рядом с монитором и требовал все больше и больше отснятого материала. Гуаданьино видел в своей героине сдержанную, но уверенную в себе в эротическом плане юную девушку. Продюсеры же намерены были сделать из фильма нравоучительную басню: они настаивали на моралистическом финале, в котором Мелисса осознает свои ошибки. «Им нужна была девушка, которая находит искупление», — поделился постановщик. Закончив съемки «Мелиссы», Гуаданьино почувствовал себя опозоренным и использованным. В этом фрустрированном состоянии он поклялся, что следующий проект, за который он возьмется, будет по-настоящему его фильмом. Примерно в это время сегодняшний именинник посмотрел документальный фильм о работе над картиной «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана, который стал для него откровением. «После просмотра я понял, что Бергман был постоянно потерян, но вовсе не стыдился этого, — объяснил Гуаданьино. — Он был живой легендой и все же не переставал искать свой путь. Именно благодаря этой неуверенности ему удавалось создавать шедевры кинематографа». Режиссер решил позволить себе быть таким же открытым, уязвимым и ранимым, как Бергман: он отказался от раскадровок и плана съемок в пользу свободы. В результате на свет появилась лента «Я — это любовь»: можно с уверенность сказать, что со времен Майкла Манна кинематографический стиль режиссера еще не достигал такой полноты в середине карьеры. Сюжет следует за тремя поколениями большого и респектабельного миланского семейства, представители которого по-разному поддаются структурным и физиологическим потребностям. Мать, достигшая среднего возраста, влюбляется в молодого шеф-повара, ее дочь заводит тайный роман с девушкой, а невеста сына скрывает свою беременность. Фильм купается в буржуазной красоте и комфорте — этот же образ жизни героев создает фундамент для искренней критики, лишенной идеологического пренебрежения. Гуаданьино продемонстрировал, что в красивом платье или изысканном блюде можно найти не только настоящее чувственное удовольствие, но и своеобразную нежность. «Мы с Лукой часто говорили о том, что я называю чувственным кино, — фильмах, которые ты можешь попробовать на вкус, понюхать, прочувствовать, окунувшись в созданную на экране атмосферу», — рассказала Суинтон, исполнившая в «Я — это любовь» одну из главных ролей. Гуаданьино не забыл и о чувственных потребностях тела, постоянно норовящих разрушить мир утешительных удовольствий, которые предоставляет комфорт. Это напряжение явно передается через его режиссерский стиль: Лука прибегает к экстремальным, контрастным видам, смешивая тревожные крупные планы с величавыми общими, а изысканные ткани с глухой телесностью. Камера Гуаданьино выступает проводником в чувственные переживания его героев: он отслеживает предательства тела и влияние, которое они оказывают на разум человека, раз за разом прилагающего усилия для борьбы с желаниями и предсказуемо проигрывающего. Вид реализма, в котором объектив становится частью нервной системы, восприимчивой к людскому тщеславию и противоречиям, определяет и зрелый подход Гуаданьино к эротике. «Я самый настоящий вуайерист, как и все мои любимые режиссеры, — заявил Лука. — Подумайте о работах Катрин Брейи или Иды Лупино: с какой мощью они передают ощущение обладания с помощью одного лишь взгляда, наблюдения!» Когда Гуаданьино начинает новый проект, он продумывает окружение до мелочей. Мир обрастает многочисленными слоями и без внимания не остается ничего: с одинаковой тщательностью оказываются проработаны и ощущения, которые возникают от зданий, и этикетки на рубашках. Это помогает героям его картин ожить, найти свои собственные удовольствия, а при необходимости и спрятаться за многочисленными мелкими деталями. При таком подходе под чутким руководством постановщика даже что-то старое становится новым. К примеру, «Большой всплеск» — ремейк криминальной драмы Жака Дерэ «Бассейн», которая пришлась не по душе Гуаданьино. Для него работа над новой версией — это не реконструкция старой постройки, а повод создать абсолютно новое здание на прежнем фундаменте. В «Большом всплеске» он сместил фокус на социальное взаимодействие, уделив особое внимание тому, как профессиональная деятельность человека связана с его личной жизнью. Марианна (Суинтон) — певица и рок-звезда, которая не может говорить. Гарри (Рэйф Файнс) — закадровый музыкальный продюсер, который зарабатывает на жизнь тем, что слушает, однако вне студии не перестает болтать. Пол (Маттиас Шонартс) — наблюдатель, документалист. Он старается всегда держаться подальше от конфликтов, но в конце концов оказывается тем, кто провоцирует наиболее разрушительные последствия. Пенелопа (Дакота Джонсон) остается самой большой загадкой: она еще не определилась с занятием по жизни. Между двумя людьми любовь — это танец, но когда дело касается сразу четверых, все заканчивается войной за территорию. В «Большом всплеске» Гуаданьино стирает границу между флиртом, искренней связью между людьми и борьбой за внимание. Кто-то может решить, что это картина об отпуске, всех его достоинствах и недостатках: солнечная нега и блаженство, интрижки и предательства, выставленные напоказ тела в купальниках и кишки рыбы, которую готовят к обеду, сплошное удовольствие и безделье. Однако песня «Emotional Rescue» группы The Rolling Stones, неофициальная музыкальная тема фильма, напоминает о том, что «Большой всплеск» представляет из себя нечто гораздо большее. Он рассказывает о переломном моменте, который наступает, когда то, чего мы хотим, сталкивается с тем, что мы в итоге получим, когда желаемое наконец произойдет. Преследующие удовольствие обжигаются об его огонь: пути назад больше нет. Следом за «Большим всплеском» в фильмографии режиссера появилась нашумевшая драма «Назови меня своим именем», получившая в 2018 году золотую статуэтку за лучший адаптированный сценарий. Вдохновившись одноименным романом Андре Асимана, Гуаданьино снял трогательную историю о первой любви между 17-летним талантливым музыкантом Элио (Тимоти Шаламе) и молодым ученым Оливером (Арми Хаммер). Режиссер понял, что «Назови меня своим именем» станет хитом, когда его 15-летняя племянница, прежде никогда не проявлявшая интереса к работе дяди, написала, что она и ее друзья сгорают от нетерпения. Лента покорила не только голливудский истеблишмент, но и ту демографическую прослойку, которую сам Лука называет «ребята и девчонки»: молодежь не на шутку взволновала нежная повесть о двух влюбленных с длинными ресницами, лето которых было наполнено волейболом, страстью, танцами по ночам и композициями Баха. «Назови меня своим именем» можно обозначить как одну из самых спокойных и милых работ Гуаданьино, которая тем не менее сохраняет в себе характерные для творчества постановщика черты. Как и в более ранних фильмах, Лука позволяет своим героям заново открыть себя, познать свою личность через новый чувственный, сексуальный опыт. В драме также нашли свое отражение и вуайеристские наклонности режиссера. И хотя в то время как герои наконец отдаются своим чувствам, камера застенчиво направлена в окно, зрителей не покидает ощущение того, что они подглядывают за самыми интимными подробностями личной жизни влюбленных. Каждое событие обрастает двойными смыслами: от ставней виллы, бьющихся на ветру, будто изголовье кровати об стену, до того, с какой аккуратностью Оливер обращается со сваренными к завтраку яйцами. Режиссеру удалось поймать, запечатлеть и на века сохранить ощущение первой влюбленности во всей ее неловкой, запутанной, порой пугающей и такой сладкой прелести. Постановщик не рассчитывал, что следующий проект, за который он взялся, возымеет тот же мощный эффект на «ребят и девчонок», что и «Назови меня своим именем». Тем не менее именно в ремейк фильма ужасов Дарио Ардженто 1977 года он вложил всю свою душу. Рекрутингом актеров для собственной версии «Суспирии» он занялся еще во время съемок «Большого всплеска». По воспоминаниям Дакоты Джонсон, Гуаданьино отвел ее в сторонку и, произведя смятение в актрисе, таинственно прошептал: «Суспи-и-ирия!». Он не проводил прослушиваний, а просто садился и разговаривал с актерами. Корнями же идея о съемке хоррора в декорациях зловещей танцевальной школы уходит еще глубже: вместе с Суинтон режиссер раздумывал об этом больше десяти лет. В свое время многие предполагали, что именно мелодраматичная история о взрослении в 80-х из «Назови меня своим именем» является самой личной в фильмографии Гуаданьино, однако сам режиссер развеял эти слухи, заявив, что не испытывает с этой лентой связи более сильной, чем с любой другой своей работой. Но «Суспирия» — это совсем другой разговор. Шедевр Ардженто, который критики именуют одной из вершин итальянского поджанра джалло, преследовал Луку на протяжении 30 лет с тех самых пор, как он в отроческом возрасте посмотрел «Суспирию» по телевизору. «Я был ужасно напуган, но как будто загипнотизирован», — вспоминает фильммейкер, для которого этот опыт стал важной вехой на пути взросления. «Суспирия» Луки Гуаданьино повествует о молодой американке Сьюзи (Джонсон), которая в 1977 году приезжает в Берлин времен холодной войны, разделенный стеной, разрываемый политиками и атакуемый террористами, чтобы начать обучение в легендарной танцевальной академии. Ее прибытие совпадает с таинственным исчезновением одной из учениц: преследуемая этой загадкой и терзаемая смутными подозрениями девушка пытается выяснить правду, однако вскоре понимает, что в стенах школы хранятся гораздо более страшные секреты, чем она могла себе представить. Весь фильм пронизан тотемической тематикой: размышлениями о силе, которая хранится внутри человека и демонстрируется во взаимоотношениях, физической боли, причиняемой как напрямую, так и опосредованно, и вине — личной и коллективной. Сам же Гуаданьино описывает свой последний полнометражный проект как фильм о материнстве. Если оригинальная картина итальянского маэстро ужасов в визуальном плане была яркой и броской, то Гуаданьино без иронии собрал декорации в отчетливых фассбиндеровских оттенках коричневого, голубого и серого. Новая «Суспирия» обращается к прошлому, сквозь десятилетия направляя указующий перст на безобразное обращение с телесной автономностью раздираемой противоречиями Германии. Однако лента углубляется не только в исторический контекст, но и в ритуальную, символичную сферу, задевая оккультные и фрейдистские мотивы. Помимо прочего, в своем фильме ужасов Гуаданьино рассказывает очередную историю о взрослении, разворачивающуюся на фоне овладения силой, которая с одинаковым успехом способствует как созиданию, так и разрушению. «Суспирия» — это хоррор: плоть разрывается, кости ломаются, а головы взрываются. Однако именно этот фильм Лука Гуаданьино назвал самым личным проектом, который он когда-либо снимал.... подробнее
25.09.2020
«Самый» и «первый». К 100-летию Сергея Бондарчука

Вековой юбилей пришелся бы ему по душе. О любви Сергея Бондарчука к масштабности и размаху в СССР сочиняли анекдоты: «Ну, и что, что в октябре 17-го было всего три пулемета? У нас сейчас больше возможностей — давайте двадцать, нет, тридцать пулеметов в картину». Благодаря монументальности его личности в отечественном кинематографе появились такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эпичному человеку, актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку сегодня исполнилось бы 100 лет. Родился Бондарчук в небольшом селе Белозерка Херсонской области Украины. Его детские и юношеские годы прошли на юге России, в Таганроге и Ейске. Там же зародилась любовь к искусству — вначале был театральный кружок, потом Таганрогский драматический театр. Учиться будущий режиссер поехал в Ростовское театральное училище, а после него — служить в Театр Красной Армии в Грозном. Дальше началась совсем другая служба — с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук провел на фронте. Воевал под Грозным, Моздоком, всю войну прошел солдатом. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. После демобилизации началась учеба во ВГИКе, мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Бондарчук производил на всех неизгладимое впечатление — он был старше своих однокашников, да и фактура сказывалась. Актер и режиссер Владимир Наумов вспоминал: «Однажды Всеволод Илларионович Пудовкин нам, будущим режиссерам, заметил: «Бондарчук — это танк». Причем он имел в виду не его пробивные свойства, не стремление добиться намеченного во что бы то ни стало, а психофизическое актерское начало, актерскую мощь, которая проявлялась в нём уже во ВГИКе. Впоследствии, глядя фильмы и роли Сергея Федоровича, я вспоминал это высказывание Пудовкина. Метко охарактеризовал Бондарчука классик советского кино». Бондарчуковская мощь найдет свое воплощение на экране. Он начал сниматься еще на первом курсе, дебютом стала картина Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Потом были «Мичурин» Александра Довженко, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера, «Тарас Шевченко» Игоря Савченко, «Адмирал Ушаков» Михаила Ромма, «Шли солдаты» Леонида Трауберга — все, как на подбор, героико-исторические киноленты, но в сердце которых — человек и его сила духа. Картина «Тарас Шевченко» стала знаковой для артиста. Режиссер Александр Довженко, увидев фильм, сказал о Бондарчуке: «У него глаза Сократа». И Сталину настолько понравился «Тарас Шевченко», что на следующее после ее просмотра утро Сергея Федоровича пригласили в ресторан «Арагви». С ним встретились сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Перед Бондарчуком положили журнал «Огонек» с его портретом на обложке в роли Тараса Шевченко, а внизу зачеркнутая надпись: «Заслуженный деятель РСФСР». Сверху было написано: «Народный артист СССР». И подпись — «И. Сталин». Так начнется черед «самый» и «первый» в творческой жизни Сергея Бондарчука. Самый молодой «народный» (получилось, что звание дали, минуя две ступени «заслуженных»), первый приглашенный сниматься в Италию советский артист (это был фильм Роберто Росселлини «В Риме была ночь» о движении Сопротивления в Италии). Добавит эпитетов превосходной степени и режиссерская карьера, начавшаяся в 1959 году с картины «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. В ней, кстати, Бондарчук исполнил и главную роль. Росселлини сказал о фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». Бондарчук вспоминал слова итальянского режиссера, что фильм «Судьба человека» помог ему глубже понять душу и характер советского человека — сильного, мужественного, волевого. Съемки длились всего 74 дня, картина стала триумфатором Московского Международного кинофестиваля, фестивалей в Локарно, Карловых Варах, Минске, Джорджтауне. Сергей Бондарчук был удостоен Ленинской премии. Раскрылись две ипостаси Бондарчука-режиссера — мастера грандиозных батальных сцен и певца человеческой души, как главного столпа этой эпичности. Он с большим трепетом относился к литературе. Для него не было ничего важней слов автора, в высказываниях кумиров-гениев он искал основу своего кинематографического посыла. За Михаилом Шолоховым последовал Лев Толстой, в конце 50-х начались съемки картины «Война и мир». О погружении Бондарчука в литературный материал напишет потом критик Лев Аннинский: «Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером». Съемки «Войны и мира» продолжались несколько лет. Итог: «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (первый!), попадание в Книгу рекордов Гиннесса за сцену Бородинской битвы (300-метровая панорама, снятая без единой склейки, около получаса экранного времени и 120 тысяч человек массовки!), десятки всевозможных наград и премий. В картине нашли отражения все грани личности Бондарчука: режиссера, актера (блестяще исполнил важнейшую роль Пьера Безухова), солдата и человека… К литературе он будет обращаться и во всех своих последующих картинах. Гениальные «Они сражались за Родину» по одноименному роману Шолохова, «Степь» по повести Чехова, «Красные колокола» по книге Джона Рида, экранизация исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и обещанная лично Михаилу Шолохову картина «Тихий Дон». Бондарчук работал на пределе, он стал воплощением всех советских лозунгов — быстрее, выше, сильнее. Он виртуозно справлялся с кинематографическими задачами своей эпохи, не пренебрегая собственными творческими и человеческими идеалами. Режиссер всегда говорил только о том, о чем хотел сам. Его супруга, актриса Ирина Скобцева, сказала однажды в интервью: «Его всегда интересовали вопросы жизни и смерти. Темы добра, зла, счастья — они всегда были в его творчестве, во всех его картинах. Он тяжело переживал, что от него требовали этой перестройки. Он говорил, как я могу перестроиться, в чем мне нужно перестраиваться? Я как любил какие-то книги, так я их и люблю. Как я любил какую-то музыку, так же я и люблю…» Перестроиться Сергей Бондарчук не смог. Он «умирал» трижды: клиническая смерть на съемках «Войны и мира», инфаркт — на «Ватерлоо». Но после пятого, «перестроечного» съезда кинематографистов здоровье его окончательно пошатнулось. Картина «Тихий Дон» и снова инфаркт. Последний. Скончался Сергей Бондарчук 20 октября 1994 года.... подробнее
25.09.2015
95 лет со дня рождения Сергея Бондарчука

Сегодня великому советскому актеру, режиссеру и сценаристу Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы 95 лет. Он прожил 74 года, и это было крайне насыщенное время. Бондарчук прошел Великую Отечественную войну, вписал свое имя в золотой фонд как отечественного, так и мирового кинематографа и был удостоен множества наград. Родился Сергей Федорович в простой крестьянской семье, в небольшом селе Белозерка Херсонской области. Театром юный Сережа увлекся, когда семья переехала в Таганрог. И свою карьеру он начал именно в Таганрогском драматическом театре, но потом амбициозный юноша вознамерился покорить Москву. В первый раз экзамены Бондарчук провалил и вынужден был поступить в Ростовское театральное училище, однако закончить его будущий талантливый режиссер не успел — началась война. С 1941 по 1943 годы он играл в Грозненском театре Красной Армии, а потом ушел на фронт, где прослужил до 1946-го. После окончания Второй мировой Бондарчук все же смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту — поступил во ВГИК, на актерский факультет. Роль Андрея Валько в фильме «Молодая гвардия» мгновенно прописала молодое дарование в советском кинематографе. Вообще, Сергей был очевидно поцелован богом. И дело не только в его несомненной одаренности как актера и режиссера — он был человеком искусства по складу характера. В нем всегда присутствовал тот огонь неудовлетворения и жажды творчества, который превращает просто хорошего мастера в настоящего гения. Современники и коллеги не раз с восхищением вспоминали то, с какой самоотдачей он всегда работал. Можно сказать и не слишком при этом преувеличить, что Бондарчук-старший не мог жить вне постоянного созидания. Интересно, что его работу ценили и члены государственного аппарата. Шутка ли, звание Заслуженного артиста РСФСР он получил в тридцать лет, а уже через два года, за роль Тараса Шевченко в одноименном фильме он, по личному указу Сталина, удостоился звания Народного артиста СССР и Сталинской премии. Но работал Сергей вовсе не за регалии. Несмотря на успех, его разбила настоящая депрессия. Амплуа положительного героя казалось ему одеждой, из которой он безнадежно вырос. За вдохновением актер обратился к классикам. В 1955 году вышли фильмы, в которых Бондарчук сыграл сложных, трагических персонажей. Это доктор Дымов из «Попрыгуньи», муж легкомысленной особы, всю жизнь искавшей в своем окружении интересных людей и не замечавшей при этом по-настоящему великого человека рядом с собой. Кино было снято по одноименному рассказу мастера глубокого психологизма Антона Чехова, а игра Сергея Федоровича поразила зрителей своей тонкостью. Также в этом году актер блеснул в хрестоматийной роли Отелло, впечатлив всех своим драматическим талантом. На счету Бондарчука — множество сильных ролей, исполненных им в том числе и в собственных фильмах. Режиссерским дебютом для него стала экранизация повести Михаила Шолохова «Судьба человека», имевшая оглушительный успех. Сергей получил две Ленинские премии за эту ленту как режиссер и исполнитель главной роли, а драма заслужила признание зрительской аудитории и критиков в Советском Союзе и за рубежом. С уважением о картине и ее создателе отзывались такие маститые режиссеры того времени, как Федерико Феллини и Роберто Росселлини. Но, безусловно, делом жизни Бондарчука стала всемирно известная экранизация бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир». Какого же высокого мнения были о начинающем режиссере власти, раз доверили ему один из наиболее масштабных проектов не только в советском, но и в мировом кинематографе, несмотря на то, что у Сергея-постановщика на тот момент в фильмографии значился всего лишь один фильм. На создание эпической военной драмы Бондарчук потратил около шести лет. К делу он подошел со свойственной ему творческой страстью. Далеко не все члены съемочной команды разделяли его невероятную самоотверженность и понимали перфекционизм. Не выдержали и ушли из проекта второй режиссер, первая группа операторов в полном составе, даже некоторые актеры. Бывало и наоборот — многим исполнителям главных ролей приходилось настойчиво убеждать привередливого фильммейкера допустить их до участия в работе. Так случилось, например, с Вячеславом Тихоновым. А Пьера Безухова, отчаявшись найти кого-то, соответствующего его видению, Сергей и вовсе сыграл сам. Впрочем, непомерная работа, оставшаяся за кадром, достойна отдельной статьи (или скорее толстой книги). Проработка всех деталей, множество технических инноваций, количество занятых в производстве людей — все это поражает до сих пор. Картина и по сей день смотрится впечатляюще, а в год появления она произвела эффект разорвавшейся бомбы. За «Войну и мир» Сергей Бондарчук получил «Оскар», обойдя своих более чем достойных соперников в категории «Лучший фильм на иностранном языке». К тому же режиссеры всего мира и сегодня изучают этот фильм как образец великого искусства. Бондарчуку его детище далось непросто, он работал на износ и даже чуть было не умер от остановки сердца в 1965 году, в разгар съемок. И все же без творчества он не представлял свою жизнь. После завершения «Войны и мира» Сергей совместно с итальянцем Витторио Боничелли написал сценарий военной драмы «Ватерлоо», которая также впоследствии получила путь на большие экраны. Потом были культовые «Они сражались за родину», «Степь» и «Борис Годунов». Во времена перестройки в Союзе кинематографистов Бондарчука невзлюбили и практически отстранили режиссера от дел. Единственное, что поддерживало его в тот период, — это семья да мечта снять «Тихий Дон» по Шолохову. Работа над эпопеей вдохнула было новую жизнь в Сергея Бондарчука… Но постоянно что-то мешало — то влезающие в творческий процесс американские партнеры, то недостаток финансирования. Это окончательно подорвало его нервную систему. 20 октября 1994 года выдающийся, мощнейший актер и режиссер умер от инфаркта миокарда. Он так и не увидел своей последней работы.... подробнее